Строительная жертва < Fancon.ru - форум Арт-пространство «Понедельник»


Страницы: (2)    
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Строительная жертва, Обсуждение. Осень 2021
   Сообщение № 1. 26 сентября 2021 г. в 15:00, Призрак Форума пишет:
Международный литературный конкурс «XXVII Осенний Пролёт Фантазии 2021»

«Строительная жертва»


Текст рассказа: «Строительная жертва»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 21.10.2021 23:59)




Общее голосование за финалистов (открыто до 24.11.2021 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 27 сентября 2021 г. в 20:51, Лелик - Анаболик пишет:
Лелик - Анаболик ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 41
профиль

Репутация: 6
Я прочитал рассказ. И да, он хорош. В полуфинал железно.
Порадовало: "Мина смотрела на Вита и молчала."

   Сообщение № 3. 30 сентября 2021 г. в 09:14, Татьяна Валери пишет:
Татьяна Валери ( Offline )
Странник

*
Сочинитель
Сообщений: 873
профиль

Репутация: 229
Здравствуйте, автор. На втором абзаце споткнулась:
Но вчера был забит последний гвоздь, была произнесена молитва и храм был отдан Прабо

Ну вот, опять сплошные были, да ещё запятой нет... И я хочу искренне принести вам свои извинения за эту мелочность! Ведь дальше меня подхватило, закружило, заворожило.. Это действительно очень хороший рассказ. И, несмотря на конец, оставляет какой-то свет, надежду, а ещё - уважение к человеку Дела, который остаётся с нами даже после ухода...
Спасибо и удачи!

   Сообщение № 4. 2 октября 2021 г. в 20:50, Лизетта пишет:
Лизетта ( Offline )
Мышь. Просто мышь

*
Магистр
Сообщений: 632
профиль

Репутация: 87
Прочитала.
Замечательный рассказ. Полуфинал без малейших сомнений. А, скорее всего, и финал. Первый рассказ, которому я желаю этого безоговорочно.
Свернутый текст
(Тихо-тихо, шёпотом: правильно - "храм не освЯщён")

   Сообщение № 5. 2 октября 2021 г. в 22:29, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7917
профиль

Репутация: 817
Здравствуйте, автор. Начнем, помолясь.
Цитата
За 50 прожитых лет
Прописью.
Мысль героев не оформляются как диалоги.
Не надо в разговорах героев давать столько информации.
А зачем столько ненужных подробностей? Для чего читателю история его детей?
Очень слабый сюжет. Жил мастер, строил храмы, вдруг пришел Праотец и потребовал от него жертву в виде собственной жизни. Раньше этот затейник от него такого почему-то не ждал. Мастер решил - да пошло оно все, мол, надо так надо, и самоубился. Все были счастливы, храм тоже. Ну, конечно, в финале беседа при луне. Слабо для меня. Минус не ставлю, хоть идея есть, и язык терпим.

   Сообщение № 6. 3 октября 2021 г. в 16:43, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2678
профиль

Репутация: 484
Кажется, это раза в два длиннее, чем надо. Описанные события почти не цепляют, потому что текст слишком уж ленив и уныл. Не создается напряжения вокруг финального выбора.
В общем, извините. Мне не понравилось.

   Сообщение № 7. 8 октября 2021 г. в 20:17, Карлсон Накрышный пишет:
Карлсон Накрышный ( Offline )
Странник

*
Адепт
Сообщений: 131
профиль

Репутация: 34
Я прочитала рассказ с удовольствием) Добрая и светлая, пусть и немного грустная история про одиночество и про то, что достижение какой-либо цели не стоит ставить выше других, не менее важных в жизни вещей. Автору спасибо и удачи в конкурсе)

Несколько замечаний:

Не очень поняла, зачем делить небольшой текст на подзаголовки, тем более, что он смотрится цельным.

Как уже упоминалось выше, числительные в художественном пишутся прописью.

Не критично, но меня при чтении царапнуло: "Дом мог перестраиваться до пяти раз. Он почти никогда не мог сразу увидеть облик будущего здания, всегда шёл на ощупь, словно слепой котёнок. Возможно, именно это позволяло ему в конце концов доводить формы до совершенства". Это немного не так работает. Этап строительства начинается, когда есть чёткий проект и строители хорошо представляют, каким может быть результат. Ломать вновь возведённые, потому что вдруг не устроила форма — это достаточно проблематично.

   Сообщение № 8. 16 октября 2021 г. в 01:26, Zaniraya пишет:
Zaniraya ( Offline )
Над всіх старшин найстарша правда

*
Архимаг
Сообщений: 686
профиль

Репутация: 209
Насколько я поняла, Вит сделал по-своему. Вернее, не совсем по-всебожьи. Что не помешало всебогочеловечьему общению в финале.

Честно говоря, этот «самостийный» Витовский финт достаточно тяжело из текста вытаскивается. У меня вот так и нет уверенности, а правильно ли я поняла. Но если вдруг (не дай Всебоже) неправильно, то рассказ совсем уж упрощается, тогда будет: Бог хотел – Бог получил. И всё. По прямой.

И сижу киваю на то, что Вам говорят про ненужные подробности. Дочки Вита, умершая жена Вита... Дело даже не в том, что лично я на этом заскучала (мало ли что лично мне не близко и может показаться скучным), а в том, что оно действительно никакой роли не играет – ни в развитии событий, ни в том, какими мы увидим героев. Убрать эту толпу родственников, и абсолютно ничего не изменится. В принципе-то я понимаю, как это всё тут оказалось. Надо чтобы и жена молодая-прекрасная, и сын совсем малютка, и Вит матёрый мастер. Ну так, дарю: Виту сорок, Мине тридцать, и сын у них всё такой же долгожданный, а дочке лет десять, всё та же, допустим, Стана, которую он всё так же обучал плотницким премудростям, пока сына дожидался. И вуаля. Испаряется эта неказистая «пристройка» из взрослых дочерей, их мужей и пр.

Рефрен «Мина смотрела и молчала...» неплох, но неплох он как-то отдельно. Подходит ли именно Мине такое молчание-смотрение, сказать трудно. Наверно, п.ч. не скажешь, какая она вообще. Нет, она там что-то отыгрывает аки жинка и мамаша, но как раз тот отыгрыш не особо вяжется с этим взглядом. Скажем так, этот взгляд для неё слишком сложен.

Финал вообще милота – сидели, общались, ногами болтали... После всего-то? Ну ладно.

На нолик набежало, где-то так.

   Сообщение № 9. 26 октября 2021 г. в 15:47, Алеся Ясногорцева пишет:
Алеся Ясногорцева ( Offline )
Коммунистка

*
Сочинитель
Сообщений: 932
профиль

Репутация: 275
Я прочитала рассказ. Ну что сказать...
Сюжет понятен, и в силу этого интересен. Язык нормальный. Есть несколько стилистических ошибок, но погоды в рассказе они не делают:
Цитата
Царь спешился, отдал своего скакуна одному из стражников. В окружении вельмож он было словно драгоценный камень в тёмной оправе.

Получатся, что в окружении вельмож оказался стражник. Советую "он" заменить на "правитель", ну или "монарх". Да и "был" уместно заменить на "смотрелся"
Цитата
С другой стороны им навстречу

Тавтология. Надо отбросить "С другой стороны".
По поводу идеи - не очень понятно. Что автор хочет сказать? То есть, сначала казалось, что идея - в том, что души людей остаются в их делах, но когда мастер Вит покончил с собой в своём доме, чтобы душа его осталась там - идея сбилась. А если бы он этот дом купил, а не построил его сам - душа тоже осталась бы в доме?
Ну и совсем сбило с толку поведение бога. Он использует дом, принадлежавший Виту, чтобы было где скрасить одиночество и поговорить с мастером? Значит, он изначально знал, что тот покончит с собой дома?
Знал, очевидно. А может быть,, и вложил в него эти мысли.

   Сообщение № 10. 6 ноября 2021 г. в 17:07, Arsamaki пишет:
Arsamaki ( Offline )
Странник

*
Знаток
Сообщений: 72
профиль

Репутация: 18
Я прочитала рассказ.

Моё мнение субъективно и может быть ошибочным.

Рассказ сначала заинтересовал меня названием, как строителя, но чем дальше я читала, чем скучнее становилось. Храмы, боги, жертвы, падения ниц... Мне вот не понравилось, что проделан огромный путь становления мастера, неимоверный труд для строительства храма, бык ни за что пострадал (бог же не принял жертву), а потом приходит этот самый бог в мирском облачении и говорит, что мол не доволен тем, что мастер не отдал ещё и душу свою. Да, конечно, мастера-строители именно для этого и проходят свой путь, чтоб на вершине мастерства и успеха (а ещё жена любимая, дочери, сын) лишиться жизни. И зачем? Чтоб кто-то охранял храм, пока бог отсутствует. Лично для меня глупость неимоверная.

Цитата
Жить тебе столько, сколько будет стоять этот город. Быть может, не одну тысячу лет
а может завтра начнётся землетрясение и город падёт, или в следующем году чума придет, или война случится, а может и метеорит упадет, а может правитель свихнётся, да и сожжёт город до тла. Миллион вариантов (нет, шанс один на миллион не сработает).

Я не могу сказать, что написано плохо или ни о чем, но, как выяснилось, просто не моё. Я не прониклась вашей историей, автор.

   Сообщение № 11. 6 ноября 2021 г. в 19:53, svartur пишет:
svartur ( Offline )
фрираннер

*
Певец
Сообщений: 308
профиль

Репутация: 55
Привет, автор, я прочитала твой рассказ
Масонов подвезли? Мне, в общем, понравилось.
Свернутый текст
Цитата
Было видно, насколько трудно даётся ему беседа со смертным.
А почему? Как будто Праотец имеет человеческое высокомерие
Цитата
Мастер с удивлением понимал, что, как бы ни был велик Всеотец, ему не дано проникнуть в его, простого смертного, мысли. /// и в глазах, как бы странно это ни звучало, читалась мольба. Мольба и одиночество
Ну и дальнейший отрезок меня немного смутил. То есть как бы мастер, как бы видя Всебога, как бы в этот миг забывает что перед ним - Бог?
Цитата
Всё равно будешь моим – читалось в его глазах.
- так он и так Его, нет? Или Праотец в этот отрезок уже не праотец, чего он вдруг стал вести себя как Змеед, не от того ли, что мастер завилял хвостом?
Потом меня смутили поминки и вот это все, чего ему сразу голову не отсекли прямо там на алтаре?
Но потом я подумала так:
Цитата
Первая стена – молитва о семье, вторая – о роде, третья – обо всём живом, четвёртая – молитва о земле и воде, пятая – об огне, шестая – восхваление Праотца.
Я бы Праотца поставила вперед, потом все живое, потом остальное. Но это таки храм мастера, и семья здесь на первом месте, да, в своем доме он себя и замыкает, а не в общем, но мы видим, что Праотцу и эта жертва приятна. То есть, ему все равно, лишь бы мастерской кровушки попить? Гм-гм.
Ну как бы мастер прошел долгий путь, дошел до построения храма Всеотцу и не понимал, что строить храм для себя и строить храм для людей - это два разных уровня мастерства? И разве общественные/государственные храмы строятся не по канонам? мастер не мог этого не знать. В общем странная концовка, но интересная.

   Сообщение № 12. 3 декабря 2021 г. в 19:29, Оwl пишет:
Оwl ( Offline )
Угуу

*
Графоман
Сообщений: 24
профиль

Репутация: 31
Хороший вы, Автор, придумали ритуал для госприемки строительных работ! Просто великолепный!
По началу я, признаться, читал без особого интереса, но и придираться особо мне было не к чему. Немного запутался в божествах и ритуалах, но это скорее от собственной невнимательности. Мой интерес прорезался с момента появлением божества в дверях храма и дальше уже меня не покинул.
И так. Время на часах позднее. Погода за окном – собаку жалко выпускать. Поэтому на крышу лезть не предлагаю, думаю, на кухне нам будет в самый раз. Рассказ мне понравился, но пока вы, автор, задумчиво выбираете между брауни и меренгой, я тут на коленке набросаю немного своих колючек-приставучек.

С неймингом вашим я так и не подружился. Особенно вот: Прабог, Паотец, Всеотец, Отец, ни смысла, ни колорита в этом не уловил. Вообще-то, как мне показалось, остальные боги в рассказе играют техническую роль и скорее для того, что бы продлить карьеру мастеру. Не дать ему сгинуть после первого же своего монументального опыта. А вот к сути рассказа богов этих не особенно-то и пристегнешь. Я даже считаю, что большое количество храмов и прочих, освещаемых служителями культа сооружений, вполне можно было реализовать и при монотеистическом варианте. Начинали бы с чего попроще, с часовенок или чего-то в этом роде, где у бога и спрос был бы не такой категоричный. Но это, конечно, полная моя отсебятина. А с другой стороны, жертвоприношение вроде как к месту именно в вашем языческом варианте. Суть претензии именно в том, что остальные боги не играют. У меня была мысль, что мастер попросит защиты у другого божества, но вы эту мысль развеяли, когда сослались на их ночное безвластие.
«Вит вошёл в высокую дверную арку и огляделся. Он сразу почувствовал Его» - здесь бы как то уйти от Он – Его, например «Войдя под высокую дверную арку, Вит огляделся и сразу почувствовал Его присутствие».
«Здравствуй, Прабог, живи до скончания времён» - пожелание здоровья и долгих лет – довольно странное, на мой взгляд, приветствие для бессмертного божества. Более естественными были бы слова восхваления или восхищения, утверждения преданности.
«криптонское дерево» - лично меня тут же ткнуло носом в Супермена, а это совсем не хорошо в контексте вашей истории,
«Младшему едва исполнилось 20, старшему, Равниру, уже 52» - числительные надо бы прописью.
«произнёс Всеотец, непомерно растягивая слова. Казалось, губы с трудом перемалывают зерно слов», «Они сидели на коньке крыши, болтая ногами, словно малые дети, и о чём-то увлечённо беседовали» - вы упоминаете то, что богу трудно говорить на языке смертных, но по истечению времени эта версия не подтверждается, что есть несоответствие. Просто поначалу вы акцентировали внимание на «божественных», не человеческих свойствах, а потом про это забыли.
«– Может ли кто-то другой из числа моих лучших строителей скрасить твоё одиночество» - очень странное предложение. То есть мастер предлагает принести в жертву кого-то из своих коллег-друзей? Неприятно как-то.
«Дом мог перестраиваться до пяти раз. Он почти никогда не мог сразу увидеть облик будущего здания, всегда шёл на ощупь, словно слепой котёнок» - а знаете ли вы автор про профессию архитектора? В вашем мире мастер, похоже, об этом ничего не знают. Я вообще не понимаю, как можно строить то, не знаю что? Да еще и перестраивать потом много раз, потому что разбирать гораздо труднее, чем собирать. Вы хотели подчеркнуть факт радения и чрезвычайного усердия, факт божественного наития в труде мастера. Но получилось, на мой взгляд, не очень удачно.
«Вот его ребята, все семь» - думаю лучше будет «семеро»,
«отдал своего скакуна одному из стражников» - получается, что подарил, лучше бы «передал поводья…»
Что касается наследования ремесла, стоило выдать одну из дочерей не за знатного и влиятельного, а подобрать в пару простого, смышленого и мастеровитого юношу. Я это к тому, что объяснялка про наследника чуть натянута.

А вот идея воплотиться в своем творении, так же как воплощаются боги, вот это очень понравилось. По сути каждый из нас «памятник себе воздвиг нерукотворный» как сумел. В результатах труда и в памяти других, близких, родных и чужих людей. А результат творческий, наверное, самый бесценный, самый прочный. Словно каменный храм… Куда это вы автор клоните? Или это я сам?
Описания внутрисемейных взаимоотношений, тоже здорово. Поминки по живому еще человеку – прекрасная задумка! И очень к месту.

На самом деле вот таких замечательных кусочков: «Вит уговаривал старшего артельщика, Равнира, стать новым мастером, не бросать общего дела. Равнир отчаянно мотал головой и пил медовуху из большой кружки. В глазах его читался страх. Мина смотрела на Вита и молчала.
Ким, скульптор, муж Станы, пообещал сделать погребальную статую мастера в полный рост, чтобы внуки не забывали его облик. Мина всё смотрела на Вита. Стана тихонько начала плакать, утирая глаза вышитым рукавом. Мина смотрела...» - гораздо больше у меня накопилось. И к финалу, все корябки отступили на задний план.
Отдельно про бога. Вышел он у вас эдаким разговорчивым и хитроватым мужиком. Сколько я понял, исполни мастер его волю, принеси себя в жертву, запри себя «добровольно» в храме вместе с быком, Всеотец бы этого не оценил. А вот такой протест с вывертом – богу понравился, и он нашел в мастере если не равного, то вполне достойного собеседника…
Я вижу вы, автор, сделали правильный выбор и схарчили оба десерта. Ну что же: мастер – он мастер во всем) Не скажу, что очень этому рад, но выбор ваш уважаю) И благодарю за интересную беседу!

   Сообщение № 13. 3 декабря 2021 г. в 23:00, Olybuy пишет:
Olybuy ( Offline )
пустота себя исчерпала

*
Сочинитель
Сообщений: 687
профиль

Репутация: 295
Здравствуйте, автор!

Неоднозначный рассказ для меня. Он как-то так любопытно сделан, что долго не понимаешь, в чем интрига. Что еще любопытнее: интрига появляется за пару абзацев до кульминации. И мне кажется такой явный слом и делает этот рассказ весьма необычным. Не знаю, как это объяснить. Но сам посыл мне понравился: там, где вроде бы выход через предательство во имя эгоизма очевиден, находится место воле человека. И эта воля уважаема самим богом.

Что до всяких мелочей. Мне страшно не понравилось название – оно слишком буквальное и слово "строительство" почему-то само по себе навевает мысли о многоквартирных домах. Вкусовщина, конечно.

Цитата
чтобы напоить своей кровью вены земли

Кажется, «наполнить» здесь подошло бы лучше. Для того, чтобы напоить, по идее нужен рот.

Местоимение «он» всплывает тут и там внезапно, не ориентируясь на главного героя вообще. Типа как здесь:
Цитата
Было уже за полночь, но сон всё не шёл. То ли из-за холодного ветра, то ли из-за тусклого света, который то разгорался ярче, то почти сходил на нет. Он лёг на дощатый пол

Кто лег? Сон? Свет, ветер?

Цитата
Должно быть, нищий, да к тому же голь перекатная.

А нищий это не голь перекатная?

Цитата
Волосы едва тронуты сединой.

Штамп.

Цитата
Казалось, губы с трудом перемалывают зерно слов, будто уставший бык из последних сил ходит по кругу, ворочая мельничные жернова.

Интересный образ, но трудный для понимания. Типа, слово – это зерно, а губы перемалывают его на звуки?

Вот еще пример:
Цитата
Дом мог перестраиваться до пяти раз. Он почти никогда не мог сразу увидеть облик будущего здания, всегда шёл на ощупь, словно слепой котёнок. Возможно, именно это позволяло ему в конце концов доводить формы до совершенства. Они стояли и о чём-то оживлённо судачили.

Кто не мог увидеть – дом? Кто стоял и судачил – формы?

В целом я бы не сказала, что в рассказе есть какая-то непостижимая глубина, но он небезынтересный. Надо будет его еще получше осмыслить.

Автору удачи в финале!

   Сообщение № 14. 6 декабря 2021 г. в 01:21, Karakousa пишет:
Karakousa ( Offline )
Тут живут драконы



Исчадье Ада
Сообщений: 2060
профиль

Репутация: 355
Прочитала рассказ. Неоднозначно. Не могу даже сказать, как оно мне - понравилось или нет.

Вначале были намёки о том, что бог, которому приносится эта жертва - возможно, вовсе и недобрый. То хитро взглянул он, то разговаривает с плутовством... Саспенс, в общем, определённый имелся. И в итоге это ружьё вообще не выстрелило - мастер взял и принёс себя в жертву. Зашибись прям фабула. Я в шоке. Да почему ж, блин? Всё время ждёшь твиста, тем более, что автор его вполне умело меж строк нагнетал. А в итоге - а вот фигушки вам, читайте как есть! Это разочаровало... Всё остальное на уровне, спасибо, автор!

   Сообщение № 15. 6 декабря 2021 г. в 08:00, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2048
профиль

Репутация: 437
Автор, здравствуйте, я прочитала рассказ.
Довольно давно уже, но очередь писать комментарий дошла только сегодня. Я перечитала и убедилась, что впечатления всё так же ярки и свежи, как и при прочтении, что не зря пересилила себя, когда было желание бросить писать никому не нужные комментарии, потому что очень хотелось сказать Вам спасибо за рассказ. Он мне очень понравился. Я очень переживала, что он вылетит раньше, чем я успею написать.
Вот собственно и всё - больше я не знаю, что собственно говорить:)
По большому счёту так и есть, есть тексты, которые воспринимаешь целиком. Они встают на пустое место в твоей личной библиотеке, и ты понимаешь: это место ждало именно его. Так получилось и с Вашим рассказом. И разбирать его на гайки, болтики - такой потребности просто нет.
Но я всё равно попробую изложить свои впечатления. Если вдруг что-то покажется обидным, не принимайте близко к сердцу, это всего лишь моё личное мнение.

Рассказ о жертвоприношении. И тема эта настолько исхожена вдоль и поперёк, что сказать в этом случае что-то новое очень сложно.
И автор поступил очень правильно, вместо того чтобы тщиться сочинить что-то новое, он сказал что-то своё.
О жертвоприношениях. О храмах. И о богах.
Мне понравились Ваши боги. Я тоже люблю придумывать всяких разных.
Тут же пыталась найти параллели с богами, которые уже существуют. Праотец напомнил Одина. В его ипостаси странника.
Бог воплощающий в себе образ мужчины-отца, мудрость и одновременно поиск.
Змееед напомнил Аида. Воплощение страха и смерти.
Птицелов, как ни странно Афину. Очень люблю эпитет совиноокая, мне нравится воображать красотку богиню с подобными глазами.
На самом деле это всё очень приблизительно, потому что о богах сказано мало, это не те персонажи, которые Вам интересны. Интересно поковыряться в них было мне.

Способ приёмки храма тоже очень понравился. Напомнил мне как иудеи приносили всесожжение и огонь должен был прийти от ковчега завета, так сказать подтвердить квалификацию жреца.
То что вкус хлеба сохранит вкус крови показалось неточностью. Во всяком случае вкус живой крови и в колбасе очень очень отличается, я понимаю что за счёт специй, но сырое мясо и запечёное тоже по вкусу разное. Это кажется естественным, потому что белок денатурирует и становится совершенно другим по свойствам, в том числе и по вкусовым.
А ещё меня немножечко подбешивает описание "солёный вкус крови".
Это всё кузнечики виноваты, они у меня жуткие зануды. Но всё же в каждом первом рассказе описание вкуса крови, как солёного. "Разве писатели, которые эти самые кузнецы слова живого, не могут придумать какого-то нового описания?" - вопрошаю меня кузнечики. А мне нечего им сказать. Но мне кажется, что в этом случае, как о покойном, лучше совсем никак, чем повторять описание, которое кочует по текстам последние лет триста-четыреста.

Немножечко хотелось бы игры над образом Праотца.
Когда в двери показался нищий, я в один миг догадалась, кто это:)
Это не плохо, что образ понятен и узнаваем. Но я напомню бессмертного Булгакова. Вспомните мессира и его свиту, разве кто-то до этого мог вот так вообразить себе дьявола и его приспешников?
И тут хотелось бы тоже чего-то такого необычного. Пусть нищий, но свой.
Тем более образ нищего стучащего в дверь, очень слиьно отсылает к христианству. И на его фоне Иисуса с его умением превращать воду в вино и ходить по воде очень проигрывает.
Мне кажется, что в том, что нищий у Вас такой нагловатый, и есть попытка создать свой образ. Но пока немножко не дожали. А очень хотелось бы.
Особенно, потому что речь его о том, что ему делать с душой испуганного животного и есть самое интересное место рассказа. Правда, мой папа всегда говорил мне, что если уж убивать животное, то так чтобы оно не успело испугаться.
И мне почему-то кажется, что жрецы, должны были быть знатоками в таком деле. Но всё равно мысль Ваша очень интересна.

Немножко хотела бы попинать Вас за числительное цифрами. Автор, не надо так. В художественном тексте только словами! Я понимаю, что это придумали враги, чтобы проверить нашу опытность написанием составных числительных. Но надо. Обязательно. Это как мытьё рук - перед едой. Непреложная истина)

Ещё при чтении у меня возникла мысль, что текст немного об избранности создателя.
Ведь главный строитель у Вас, явно обласкан богами. Настолько талантлив с своём деле, что все его храмы нравятся богам, настолько талантлив, что один из богов желает сделать его своим наперсником, настолько талантлив, что умудряется превзойти бога.
Сначала у меня была мысль, что строитель вызнал обряд, чтобы обхитрить бога.
И да - это оказалось так. И одновременно не так.
Он не просто обманул бога, он сумел понять его нужду. Сумел дать ему то, что ему нужно. Но совсем не так, как хотел этот самый бог. То есть сумел превзойти Бога.

Вообще сцена в финале напомнила мне Иешуа и Понтия Пилата, там где они гуляют при луне и наслаждаются беседой. И мне стало тепло на душе от этого, потому что я очень трепетно люблю МиМ.
Но строитель по своей роли более близок в Мастеру, чем к Пилату.
И поэтому так же как и Булгакова своим творением приближает себя к силам, которые люди любят считать высшими.

Мне очень бы хотелось бы узнать, что за нужда возникла у Праотца, что он настолько захотел получить себе строителя. Вы довольно много в тексте говорите о том, что бог нуждается в строителе. Говорите о мольбе и одиночестве. Но потом в финале, не раскрываете, почему так случилось. И даже не говорите, что это действительно было так. То есть показываете, что бог не просто захотел, что у него есть мотивация, но при этом не закрываете это и не говорите какая. Оставляете читателя догадываться, так ли это.
Обычно это хорошо, что текст располагает подумать. Но в данном случае мне не хотелось бы догадываться, мне хотелось бы знать. А Вы не рассказали(

Кажется отзыв уже становится больше рассказа.
Поэтому я чувствую необходимость свернуться. Только добавлю про избранность создателя.
Мне кажется, что в тексте отчётливо читается мысль, что человек посвятивший всю свою жизнь мастерству становится тем, кто нужен не только людям, но и богам. Не как раб, а как равный. И даже в чём-то превосходящий.

Потому что строитель же смог дать богу то, что он хотел, но при этом так как он хотел. И выиграть время на прощание с семьёй. Очень понравилась эта тема подготовки и прощания. Но если я сейчас буду ещё и в этом ковыряться, то отзыв станет больше рассказа.

Поэтому хочу подвести итог - у Вас получился интересный, в чём-то необычный рассказ, который смог увлечь, и заставил задуматься. А задумавшись некоторые улитки нашли в нём много смыслов.
Поэтому хоть им и кажется, что текст можно сделать ещё лучше, он всё равно прекрасен.
Я буду болеть за него.
Хотя вкусы у меня с местными радикально не совпадают. Но всё таки:)

   Сообщение № 16. 9 декабря 2021 г. в 12:32, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2048
профиль

Репутация: 437
Автор, я вспомнила один вопрос, про который позабыла пока писала отзыв.
Вы написали, что Строитель создал много разных храмов.
Потом ещё написали, что храм Змеееду был уникальным, потому что никто не брался за их постройку.
Потому что бог не принимал храмы.
Но когда прочла про Прабога, который захотел себе в жертву не быка, а мастера, чтобы оставить себе того, кто уже вложил в храм душу, подумала, что в таком случае именно храмов Прабога должно быть мало. Раз он требует себе в компаньоны мастеров.
Или Вы так хотели показать уникальность мастера.
А ещё Вы писали, что везде приносили именно человеческие жертвы, а не быков.
Неужели тех людей, которых приносили богу в жертву ему было недостаточно?
Почему же он был так одинок этот бедный бог, что чуть ли не упрашивал мастера принести в жертву себя.

   Сообщение № 17. 19 декабря 2021 г. в 20:37, Астра Ситара пишет:
Астра Ситара ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1242
профиль

Репутация: 312
В этой истории главный вопрос: почему читатель должен проникнуться участью главного героя? Написано нормально, но мне было неинтересно. Мотив поступка героя — сомнительный, потому что практический. Здесь речь о карьере, а не о спасении жизней и тд На самопожертвование не тянет. Тогда зачем всё это было? Пафос-то в чём? Семейные дела тоже не особо впечатлили. Как-то местечково вышло, глобализма в этом нет. Может, если бы писать подобное в жанре реализма, то впечатление было бы другим. Но это фэнтези. Мы понимаем, что люди себя в жертву богам на строительстве не приносят. Соответственно, сопереживания герою не возникает. Вывод: несоответствие идеи жанру.

   Сообщение № 18. 19 декабря 2021 г. в 20:42, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2048
профиль

Репутация: 437
Цитата(Астра Ситара)
Мы понимаем, что люди себя в жертву богам на строительстве не приносят.

А тексте приносят.
Цитата(Астра Ситара)
Здесь речь о карьере,

Герой оказывается в ситуации выбора без выбора - когда он погибнет в том и другом случае.
Вот такая вот карьера.

Цитата(Астра Ситара)
Мотив поступка героя — сомнительный

Вот правильно замечено.
Очень сомнительный мотив.
К нему приходит бог и говорит принеси себя в жертву, а то не приму твою стройку, и тебя вместе с ней сожгут.
Как тут не засомневаться, что человек делает выбор в пользу того, чтобы в жертву себя всё таки принести, но при этом выиграть для себя один день, чтобы попрощаться с семьёй.

Нормальные несомнительные мотивы, это когда видимо на семью плевать настолько, что про неё и не вспоминают.
А пафосно рыдают и прощаются с жизнью.

   Сообщение № 19. 19 декабря 2021 г. в 21:00, Астра Ситара пишет:
Астра Ситара ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1242
профиль

Репутация: 312
Цитата(Евлампия)
Герой оказывается в ситуации выбора без выбора - когда он погибнет в том и другом случае.

Тогда в происходящем вообще нет никакого значения для читателя, потому что...в чём смысл выбора героя? и какое читателю дело до происходящего? Мотивации нет, конфликта нет — нет истории. То, что герою на тот свет не хочется — ну, так у него перспективы получше, чем у простых смертных, вроде нас, прямо скажем.)))

Цитата(Евлампия)
Нормальные несомнительные мотивы, это когда видимо на семью плевать настолько, что про неё и не вспоминают.

То есть, весь пафос истории в том, чтобы слёзно попрощаться с семьёй? Ну, так я и говорю, что выдуманный мотив, вроде, принесения себя в жертву на строительстве — для сопереживания не годится. Для такой простой истории нужен реализм. Если бы герой на войну уходил, тогда понятно было бы, в чём суть. А жертва храма — ну, я понимаю, что это не по-настоящему. Не тот жанр.

Цитата(Евлампия)
А в тексте приносят.

Давно хотела тиснуть куда-нибудь последующую цитату, потому что люди постоянно путают текст и реальность. Я, кстати, в своё время с большим трудом дошла до этой мысли, по-моему, очень значимое понимание в писательском деле:

Шервуд Андерсон глубоко и тонко понимал диалектику взаимосвязи искусства и жизни, воображения и реальности, о чем свидетельствует его «Заметка о реализме» («A Note on Realism», 1924). В ней он писал: «Путаница воображаемой и реальной жизни стала ловушкой, в которую наши критики попадают десяток раз в году… Им словно неясен простой факт, что искусство – это искусство, а вовсе не жизнь. Мир, созданный воображением, всегда будет отличаться от реального мира. Воображаемая жизнь питается реальной, но никогда не будет ею, не может быть… воображение должно постоянно питаться реальностью, или оно умрет от голода (It feeds upon the life of reality, but it is not that life – cannot be… the imagination must constantly feed upon reality or starve). Отдались от жизни – и сможешь лишь на минуту побыть лирическим поэтом, но художником не станешь.

Читаем далее: «Реальная жизнь бессвязна, беспорядочна, почти никогда не имеет ясной цели, тогда как воображаемая жизнь в искусстве имеет цель. Определенная мысль дает Форму повести, песне, картине – делает их правдивыми и реальными по отношению к теме, а не к жизни».

Это сообщение отредактировал Астра Ситара - 19 декабря 2021 г. в 21:16

   Сообщение № 20. 19 декабря 2021 г. в 21:16, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2048
профиль

Репутация: 437
Цитата(Астра Ситара)
Мотивации нет, конфликта нет — нет истории.

А Вы сейчас о своей мотивации или о мотивации героя?
Если у Вас нет мотивации - это одно.
Не хотите, не читайте.

А у героя есть конфликт.
К нему приходит бог приставляет к горлу условный нож и говорит, умри.
И мотивация конфликту соответствует.
И уж если брать Вашу цитату, то вполне реалистично, что любой человек сделает, что угодно лишь бы прожить пару лишних часов.
И конечно же это никакая не жизнь, поэтому приплетать сюда рассуждения о том, что герою повезло, что его берёт в компаньоны бог, потому что в реальности ни у кого нет таких перспектив, очень странно.

Но не удивительно. Раз до таких простых и понятных вещей, что текст и жизнь разные вещи, Вам пришлось долго додумываться.
Тут только одно можно посоветовать думать дальше, и придёт осознание, что другие люди, они не такие, как Вы, и то, что для Вас открытие, для них естественно.


   Сообщение № 21. 19 декабря 2021 г. в 21:46, Астра Ситара пишет:
Астра Ситара ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1242
профиль

Репутация: 312
Цитата(Евлампия)
Но не удивительно. Раз до таких простых и понятных вещей, что текст и жизнь разные вещи, Вам пришлось долго додумываться.

Вы не поняли.) Ну ладно.)
...
Минутка есть, разовью мысль, что ли...Вы рассуждаете о герое, как о реальном человеке, а нужно рассуждать о читателе. Читатель — реален, а герой текста — способ воздействия на читателя. В зависимости о того, как автор собирается воздействовать на читателя, текст имеет своё строение, герой является лишь функцией, в зависимости от целей текста.

Цитата(Евлампия)
А у героя есть конфликт.
К нему приходит бог приставляет к горлу условный нож и говорит, умри.

Ребёнок, может, и принял бы этот конфликт всерьёз, потому что ещё не разделяет себя и героя. Но я-то взрослый человек и понимаю, что ко мне бог никогда с такими заявами не придёт.) Так почему я должна воспринимать проблемы героя как правду? Это же не подтекст или метафора, на скорой смерти героя вся трагедия строится.

Цитата(Евлампия)
И уж если брать Вашу цитату, то вполне реалистично, что любой человек сделает, что угодно лишь бы прожить пару лишних часов.

Нужно разделять реальную жизнь и текст. В жизни по-всякому бывает. Текст выдумывается в разной степени удачности похожим на жизнь. Чтобы воздействовать на читателя, а не ради саморефлексии выдуманных персонажей. Имеют ли проблемы героя какое-либо отношение к реальной жизни и людям, которые этот текст читают? На чём строится связь между выдуманным героем и реальным читателем?
Возможные мотивы:
Прощание с семьёй.
Сложно воспринять из-за того, что читателю объективно сложно поверить в подобную смерть героя. У читателя такой смерти не будет. А герой ещё и существовать продолжит потом. То есть, чтобы текст выполнил функцию воздействия на читателя "ох, как тяжко прощаться с семьёй, уходя на верную смерть", автор должен создать такую ситуацию, когда подобная смерть будет выглядеть реальной для читателя. Честно говоря, я не понимаю, почему вы всю эту откровенно шитую белыми нитками ситуацию с богом приняли за чистую монету.
Цитата(Евлампия)
А Вы сейчас о своей мотивации или о мотивации героя?
Если у Вас нет мотивации - это одно.

У вас точка отсчёта — выдуманный персонаж, а я опираюсь на реакцию обычного реального человека, читателя.

   Сообщение № 22. 19 декабря 2021 г. в 22:54, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7917
профиль

Репутация: 817
Цитата(Евлампия)
Но не удивительно. Раз до таких простых и понятных вещей, что текст и жизнь разные вещи, Вам пришлось долго додумываться.

А это у нас не переход на личности, не? Каждый из нас воспринимает текст с той точки зрения, которая ему наиболее понятна и импонирует.
Тоже считаю, что мотив для жертвы - так себе мотивчик. Он не содержит глубины, он не зовет читателя за собой, он не заставляет проникнуться психологизмом драмы, ибо ни психологизма, ни драмы здесь не случилось.

   Сообщение № 23. 19 декабря 2021 г. в 23:02, Тэхсе ан Фогейр пишет:
Тэхсе ан Фогейр ( Offline )
sealgair neonach

*
Мастер Слова
Сообщений: 2894
профиль

Репутация: 637
Цитата(Астра Ситара)
Но я-то взрослый человек и понимаю, что ко мне бог никогда с такими заявами не придёт.) ... читателю объективно сложно поверить в подобную смерть героя. У читателя такой смерти не будет.

где-то там горько рыдает одна Библия :)
Вера или неверие кмк создаются не предложенной фактурой, а средствами её выражения. То есть, если рассказ не справляется с задачей убедить читателя - это одно, но говорить, что невозможно разделить то, чего объективно не может быть - оно странновато звучит, надо сказать, потому что человека как раз и отличает же способность придумывать всякие штуки, в том числе абстрактные. И способность этими штуками упарываться)

Это сообщение отредактировал Тэхсе ан Фогейр - 19 декабря 2021 г. в 23:05

   Сообщение № 24. 19 декабря 2021 г. в 23:10, Астра Ситара пишет:
Астра Ситара ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1242
профиль

Репутация: 312
Цитата(Тэхсе ан Фогейр)
То есть, если рассказ не справляется с задачей убедить читателя - это одно, но говорить, что невозможно разделить то, чего объективно не может быть - оно странновато звучит, надо сказать, потому что человека как раз и отличает же способность придумывать всякие штуки, в том числе абстрактные.

Ну, это рассказ надо прочитать. Тут-то всё прямое, как палкой по хребту. Никаких абстракций, чистый реализм. И написано хорошим языком, просто не в фэнтези жанре надо о таком писать. Хотя мы выбрали условную-таки мотивацию героя. Может, автор вообще что-то другое пытался сказать. Если так — я не поняла. Вот честно.) Вроде, ничего другого, кроме как прощания с семьёй, и не выкопаешь в этом тексте.

   Сообщение № 25. 19 декабря 2021 г. в 23:14, Гостья из прошлого пишет:
Гостья из прошлого ( Offline )
И попробуйте мне запретить)))



Вредина и сказочница)
Сообщений: 10364
профиль

Репутация: 1207
Я так понимаю, желающих обсудить много, вопросы задать некому...
Несправедливо.
Я задам, до утра. Мне надо время, чтобы прочитать.

   Сообщение № 26. 19 декабря 2021 г. в 23:36, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 5444
профиль

Репутация: 1385
Цитата(Гостья из прошлого)
Я задам, до утра

Принято!

   Сообщение № 27. 19 декабря 2021 г. в 23:59, Гостья из прошлого пишет:
Гостья из прошлого ( Offline )
И попробуйте мне запретить)))



Вредина и сказочница)
Сообщений: 10364
профиль

Репутация: 1207
Dax
должен будешь

   Сообщение № 28. 20 декабря 2021 г. в 08:23, Евлампия пишет:
Евлампия ( Offline )
Электрофея

*
Мастер Слова
Сообщений: 2048
профиль

Репутация: 437
Цитата(Астра Ситара)
У вас точка отсчёта — выдуманный персонаж, а я опираюсь на реакцию обычного реального человека, читателя.

Нет.
У меня точка отсчёта текст.
В тексте должны быть определённые параметры: герой, история, локация, конфликт, язык, достоверность, логичность, структура.
Если всё это есть, значит текст состоялся.
Гадать на кофейной гуще на реакциях читателя я не собираюсь.
Потому что, чтобы вызвать бурную реакцию читателя, достаточно задушить в кадре щеночка или описать половой акт.
И читатель будет в восторге. И будет просить ещё. При этом текст может быть весьма далёк от художественного.

Поэтому моя точка отсчёта текст.
И достоверно выдуманный персонаж один из показателей того, что текст хорош, вне зависимости, от реакции читателя. И моей читательской реакции тоже.
Поэтому я и рассуждаю о герое. Но не как о живом человеке. А о том, насколько автору удалось сделать этого героя похожим на живого человека. Если удалось, значит молодец, если нет - реакция читателей не имеет никакого значения.

Цитата(Крошка Элли)
А это у нас не переход на личности, не?

А рассказывать, как я воспринимаю героев, это не переход на личности?

Цитата(Крошка Элли)
Тоже считаю, что мотив для жертвы - так себе мотивчик.

Мотив жертвы и самопожертвования, один из самых мощных в мировом искусстве. Да и не только. На нём вообще-то все мировые религии строятся.
И то, что Вы считаете иначе, не имеет совершенно никакого значения.

Ваше мнение как раз таки хорошая иллюстрация к тому, что гадать о реакциях читателя бессмысленно.
Человек может быть просто недостаточно просвещён, чтобы знать, что некие мотивы осмысляются уже тысячи лет.

   Сообщение № 29. 20 декабря 2021 г. в 10:34, Тэхсе ан Фогейр пишет:
Тэхсе ан Фогейр ( Offline )
sealgair neonach

*
Мастер Слова
Сообщений: 2894
профиль

Репутация: 637
Цитата(Астра Ситара)
Ну, это рассказ надо прочитать. Тут-то всё прямое, как палкой по хребту. Никаких абстракций, чистый реализм.

я читал рассказ) В этом жёстком реализме чётко заявлено присутствие деятельных божеств, то есть, для героев в рамках этого мира они - часть реальности. И если, условно, божество говорит: "ну опа, чувак, давай помирать" - оно составляет естественную и понятную мотивацию на уровне тамошних религии и социалки. Другое дело, что рассказ написан сухо и не слишком выразительно - но это именно что ДРУГОЕ дело, которое влияет не на внутреннюю логику (с ней тут порядок, а мотивации зависят в первую очередь от неё), а на читательское восприятие.

Ладно, чтобы не оффтопить так уж прямо: мне рассказ не слишком понравился, и главная причина этого в том, что он одновременно слишком прост, затянут и построен исключительно вокруг ТЕХНИЧЕСКОГО твиста в финале и технической же части сеттинга. Это в принципе очень рискованная затея, потому что про технические моменты читать любят не все, а остальное здесь... ну правда же слишком простое и слишком прямое. Я понимаю, что тут под миф, но без обёртки оно выглядит уж слишком истоптанным, и ни сам концепт, ни детали интереса особо не вызывают, потому что они, ну, совершенно нормальны. Стандартные детальки.
Более того, тут рассказ очень интересно стреляет себе в колено, необычно. Подача выбрана отстранённая, спокойная, и при таком раскладе вроде как читатель и должен думать о технической составляющей и восхищаться тем, как герой поддел бога. Вроде как. Проблема в том, что задача героя в таком виде - она абстрактная. Дилемма вагонетки. Потому что технически практически нет разницы, ЧТО ИМЕННО будет в посмертии - потому что так-то у героя нет выбора умирать или нет. И о таком, может, и забавно было бы поразмышлять абстрактно, но не на такой же объём! В миниатюре оно бы смотрелось хорошо, а здесь - слишком уж много знаков не о том, получается. Попытки дать характеры, семью - мало того, что стандартное, так оно ещё и к технической части отношения почти не имеет, всё равно же помирать. Попытка придать грани божеству, которое скучает - тоже не особо, потому что это, как говорится, проблема первого мира, и решать её божество пытается в рамках непривычной этики (в которой убитый человек внезапно будет не материть бога целую вечность, а цивилизованно с ним общаться и станет другом). Зачем-то добавлен типа пряник с обещаниями рассказов о прошлом - но он не влияет на исход и в целом выглядит странно, потому что ну, суть-то в том, что помираешь, а не в том, что тебе там лапшу будут на уши вешать так же, как - наверняка - условные жрецы при жизни. Зачем-то много семьи, хотя само по себе нежелание умирать и желание обмануть там естественны и сами по себе.
И вот сюжет в единственное действие тонет в лишнем - и недостаточно в этом лишнем интересен, потому что стандартен. На настоящие-то характеры и семью действия/места уже мало, и идея на такое количество знаков тоже не растягивается.
В итоге как-то оно... занудненько получается, сорри, потому что финальный твист опирается на кашу) Как-то так.

   Сообщение № 30. 20 декабря 2021 г. в 11:54, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7917
профиль

Репутация: 817
Цитата(Евлампия)
Тоже считаю, что мотив для жертвы - так себе мотивчик.


Цитата(Евлампия)
Мотив жертвы и самопожертвования

Немного разные понятия, не?
Цитата(Евлампия)
Человек может быть просто недостаточно просвещён, чтобы знать, что некие мотивы осмысляются уже тысячи лет.

Ага, не просвещена я про то, что тысячи лет освещается. Снова переход на личность комментатора?))

1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.ru