Записки практикующего лингвиста-телепата < Fancon.ru - форум Арт-пространство «Понедельник»


 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Записки практикующего лингвиста-телепата, Обсуждение. Осень 2021
   Сообщение № 1. 26 сентября 2021 г. в 15:00, Призрак Форума пишет:
Международный литературный конкурс «XXVII Осенний Пролёт Фантазии 2021»

«Записки практикующего лингвиста-телепата»


Текст рассказа: «Записки практикующего лингвиста-телепата»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 21.10.2021 23:59)




Общее голосование за финалистов (открыто до 24.11.2021 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 27 сентября 2021 г. в 13:28, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7875
профиль

Репутация: 811
Здравствуйте, автор! Вы - молодец, хочу я вам сказать. Теперь подробнее)
Мне ваш рассказ понравился. Вы уложились в рамки жанра малой прозы. И композиция стройная, нет сюжетных провисаний, герои хорошо раскрыты, нет в них пафоса, нет натужности. Стиль тоже вижу. Вы старались. Но есть некоторые замечания.
Некоторые слова не надо заковычивать, видно же из контекста, что вы хотите сказать.
Кое-где заметила проблемку с запятыми. Некритично. Видно, что вы вычитывали.
Цитата
Ей все интересно, она крутит головой, с интересом рассматривает наши сигарообразные машины, которые с устрашающей скоростью проносятся мимо. Ей интересны небоскребы, играющие радужными бликами сферических квартир, мирно беседующие горожане на плавно движущихся тротуарах.
Вы понимаете, да, зачем я это выделила? Тавтология. Еще было, но я не выделила.
И текст надо почистить с точки зрения обилия личных местоимений.
Ну и миами, напоившие санитаров - так себе ход. Это мне показалось недостоверным.
А финальный твист меня позабавил. Не могу представить мотивацию поступка Лоя. Ну, это субъективно, наверно. Удачи, автор! В полуфинал однозначно)

   Сообщение № 3. 27 сентября 2021 г. в 16:58, Витовульфр пишет:
Витовульфр ( Offline )
Странник

*
Знаток
Сообщений: 64
профиль

Репутация: 18
Рассказ, несмотря на некоторое количество необязательных, с моей точки зрения, длиннот, весьма хорош. Понравилось то, как продуман мир, понравилась профессия рассказчика-главного героя, оригинально трактуются несколько уровней телепатии. Мы, волки, любим про телепатию.

Вопросы только к некоторым методологическим моментам: присутствие посторонних на сеансах психологии - это как вообще? Может быть, для того мира это и норм, но вообще в земной психологии у вас, людей, это считается нарушением этики. И еще какая-то мысль мелькнула про профессионализм и этику, но удрала.

   Сообщение № 4. 1 октября 2021 г. в 23:32, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2678
профиль

Репутация: 484
Итак, рассказ называется "Записки практикующего лингвиста-телепата".
Я не буду спрашивать, зачем главный герой, будучи лингвистом, занимается психологией. Может быть, так надо. Также я не буду спрашивать, почему человека, говорящего на другом языке и не выучившего общеупотребимый, надо отправлять в психушку, если все вокруг телепаты и примерно понимают, о чем этот иноязычный человек думает. Я спрошу, почему название оказалось обманкой? То есть, сначала что-то там брезжило по поводу лингвистики, но потом все свелось к банальной проблеме возвращения пришельца в его измерение.
Также эти псевдокрысы (не помню, как их там зовут) показались читтерством. Эдакие ключи от всех дверей и от всех сюжетных проблем. Хоть бы с ними договариваться сложнее приходилось, что ли. Но, в принципе, симпатичные твари.
Короче говоря, текст читается легко, но ничем особо не впечатляет. Думается, если бы там реально все крутилось бы вокруг проблем лингвистики, мне было бы интереснее. Но это мне, а другим - не знаю. Но, с другой стороны, читалось-то неплохо, хотя, возможно, и на ложных ожиданиях.
В общем, спасибо. Мне почти понравилось.

   Сообщение № 5. 1 октября 2021 г. в 23:43, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7875
профиль

Репутация: 811
Цитата(Junto)
о чем этот иноязычный человек думает

Я так поняла, что они как раз таки не понимали, о чем она думала, потому что она все забыла.

   Сообщение № 6. 1 октября 2021 г. в 23:57, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2678
профиль

Репутация: 484
Цитата(Крошка Элли)
Я так поняла, что они как раз таки не понимали, о чем она думала, потому что она все забыла.

Ну, то, что она забыла, откуда появилась, не мешает ей совершенно нормально думать об обычных обиходных вещах. Зачем же в психушку-то? Тем более, что цель ее реабилитации было не вспомнить, а научиться разговаривать. Тогда тебя отправляют в страну болтунов. А если не научился - в психушку. По такой логике у нас все немые должны в психушке сидеть. Я уж не говорю об иностранцах.

   Сообщение № 7. 5 октября 2021 г. в 15:38, svartur пишет:
svartur ( Offline )
фрираннер

*
Певец
Сообщений: 308
профиль

Репутация: 55
Я еле-еле дочитала, вот тягомотина, извини, пожалуйста.

   Сообщение № 8. 5 октября 2021 г. в 20:57, Алеся Ясногорцева пишет:
Алеся Ясногорцева ( Offline )
Коммунистка

*
Сочинитель
Сообщений: 924
профиль

Репутация: 270
Я прочитала рассказ. Пришла по приглашению в табличке.
Написано отлично, стиль хороший, сюжет в общем и целом понятен, за исключением начала - что это за маугли, которых находили и присылали Лою до Майи? Они тоже оказывались из параллельного мира, или это были дети, выросшие в лесу,, с животными (как у нас находят иногда)? Ну да ладно, это мелочи. Малопонятно, почему ГПГ сначала боится брать к себе Майю,, узнав, что она девочка? Боится, что он не сможет с ней справиться? Так у него же есть Кроня. Боится, что его обвинят в педофилии? Так прямо и сказал бы об этом, тем более, что Ариана - его давняя знакомая.
Но автору эта боязнь ГПГ была нужна, для раскрытия основной мысли рассказа. А она, на мой взгляд - в том, что человек может сильно
привязаться к тому, перед кем раньше испытывал страх. Идея не нова, но интерессна.

   Сообщение № 9. 6 октября 2021 г. в 10:36, S.S. Storm пишет:
S.S. Storm ( Online )
Мастер оф дизастер

*
Архимаг
Сообщений: 822
профиль

Репутация: 345
Привет, дорогой автор! Я прочитал "Записки практикующего лингвиста-телепата", и... скажем так, это не то, чему я могу дать много баллов, но что-то в этом есть.

Цитата
с интересом рассматривает наши сигарообразные машины, которые с устрашающей скоростью проносятся мимо. Ей интересны небоскребы, играющие радужными бликами сферических квартир, мирно беседующие горожане на плавно движущихся тротуарах.


Тут поговорим серьезно. Знаете, как разрушить ощущение присутствия в придуманном вами мире? С помощью неестественности рассказчика. Вот фраза выше, например. Как ее должен был записать/надиктовать/рассказать лично человек, живущий в этом мире, а не выполняющий функцию? Скорее всего, как-то так:

Цитата
с интересом рассматривает машины, которые с устрашающей скоростью проносятся мимо. Ей интересны небоскребы, играющие радужными бликами, мирно беседующие горожане на плавно движущихся тротуарах.


Я оставил плавное движение тротуаров, чтобы сохранить динамику, но сигарообразность машин и особенности архитектуры здесь явно лишние. Для рассказчика они по умолчанию такие, лишние пояснения здесь играют против рассказа. А рассказать о необычных формах чего-либо можно и нужно изящнее и естественнее.

Цитата
Майя сразу же уходит, и буквально через две минуты дом оглашает визг и крик.
— Там крысы! Крысы!
— Кто такие крысы? — не понимаю я.


Не "кто такие", а "что значит". Рассказчик не понимает слово, но знает, что "крысы" - это точно кто-то живой?) Нет же, так не бывает.

Финальный твист позабавил. Добро пожаловать в Майкоп, чувак)

Ну, не мое, честно. Я люблю большей проработанности мира, у вас же вышло только разделение на телепатов и болтунов + мияни, которые круче всех людей вместе взятых. Косяки типа тех, что выше, сбивали с толку. Линия с Арианой начинается ничем, а заканчивается ничем.

Да, это неплохо, да, это полуфинал. Но - не восторг. Сорри.

   Сообщение № 10. 6 октября 2021 г. в 13:28, Своя пишет:
Своя ( Offline )
Мир вам!

*
Классик
Сообщений: 3903
профиль

Репутация: 1035
Прежде всего сообщу, что рассказ достоин полуфинала, ибо язык очень качественный. Но сюжет содержит некоторые несостыковки и для меня оказался весьма предсказуем. Это не умаляет качество рассказа. Просто хочу поделиться впечатлениями.

1) Описания внешности
"Как всегда, Ариана по-деловому элегантна: короткий черный пиджак, голубая блузка.»
Согласно новым веяниям считается, что лучше подавать описания в динамике. Т.е. лучше, чтобы Ариана накинула на голубую блузку пиджак или что-то в этом стиле.


2) Ариана - слишком безнаказанный манипулятор
2.1. «Я договорилась — тебя назначат опекуном…
– Договорилась она... — ворчу я мысленно»
Да за такое полетела бы в Ариану сигара, стул или стол… ахаха.

2.2. «Девочка, почти ребенок, ей нужно помочь!»
«оставить девочку, не дожидаясь, когда я выставлю их вдвоем.»
Когда я читала о проделках Арианы, мне вспоминалась песенка «…Беспощадная сука-стерва… я убью тебя когда-нибудь наверно». Почему главный герой ей позволял так беспардонно себя вести? Проще говоря, в начале рассказа мне не хватило какой-то мелкой детальки, почему Ариане позволяют сбрасывать на других всю самую тяжелую работу (должен он ей денег, что ли?). Ведь она же вроде тоже телепат, тоже профессионал (а ещё «психолог, переговорщик, фиг знает кто еще.»), но смиренно огребает только главный герой.

3) Главный герой – Леон-киллер на минималках
Сюжет: «— Меня зовут Лой! — говорю я, указывая ладонью на себя. — А как зовут тебя? — указываю на нее.»
Я: дружок, ну почему же ты такой наивный… Подставят тебя! Оболгут тебя и посадят же, товариСЧ! За домогание несовершеннолетней! Это же фэнтези, чувак!
Сюжет: «Сейчас я не только ее учитель, но и психолог, наставник.»
Я: Ах ты ж Леон-киллер на минималках! Когда уже придет Арианна и начнет нести о тебе лютую дичь, что ты изращенец-насильник-маньяк и дальше по списку?
Сюжет: «— Для просящего ты слишком напорист, — она усмехается.»
Я: Чувак, дело пахнет керосином!
Сюжет: «…формы приобрели приятные девичьи округлости. Длинные волосы уложены в странную прическу, которую она называет «коса».»
Я: Всё, ты обречён.
Сюжет: «Вслед за ними вылетает Ариана. Ее мысли выстреливают короткими очередями и бьют наповал:
— Чем вы занимались весь год? Что, что ты с ней сделал? Ты негодяй!»
Я: Оу, да я ж супер-пупер телепат! Ахы-хы-хы!
Но, если честно, очень предсказуемый сюжет. Лучше не подавать все настолько в лоб, а хоть немножко завуалировать.

4) Очитка
«Житель подземного царства, маленький рудокоп.»
Я, конечно же, прочитала «маленький рукоЖоп».

5) Телепат забыл, что он телепат
Сюжет: «Ее картины полны особой атмосферы, настроения, она умеет тонко чувствовать и этими чувствами делиться с другими».
«…все также вечерами рисует или лепит, но результаты своего творчества не показывает. Она выглядит загадочно — явно что-то скрывает».
Я: Чувак, ну ты же телепат! Ты можешь смотреть её мысли и воспоминания, как 3D-фильмы! Какие загадки?
Сюжет: «— А ты точно из другого? Как ты к нам попала?»
Я:Чувак, ау, ты телепат!
Сюжет: «— Майя, почему ты молчала на экзамене? — не смог удержаться я от вопроса.
— Если бы я отвечала, меня бы отправили в провинцию Болтунов»
Я: А то, что мир рассказа, похоже, может быть нашпигован и другими телепатами – не, ничего?
То, что герой почти не пользуется своими способностями (только чуть - в начале и чуть - в конце) – воспринимается как сюжетный ляп.
Сюжет:«Я пытаюсь проникнуть в ее мысли, но они тугим мячиком бьются и мешают их считывать. Но все чувства ее как на ладони видны в этот прощальный миг»
Я:Чувак, ну почему только сейчас, почти в последнем абзаце ты вспомнил, что телепат? Да ну! А раньше никак низя было?

6) Слишком шустрый пробег
«В этот день всегда бывает гроза, и портал открывается как раз до удара в него молнии, а через несколько мгновений после удара закрывается.»
Это ж с какой скоростью нужно прошмыгнуть, чтобы не разрезало схлопнувшимся порталом?

Но это все мелочи. Прошу меня простить. Рассказ - хороший.

   Сообщение № 11. 7 октября 2021 г. в 05:05, lucus caligans пишет:
lucus caligans ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 19
профиль

Репутация: 12
Привет, автор, я прочла твой рассказ. Я не бука, не забияка и не драчун: у меня есть замечания по тексту. Но пишу их лишь для того, чтобы можно было его улучшить. Полный отзыв в конце.
__________
Цитата
Чтобы как-то скрасить унылость сего факта, хочется его начать с чего-то приятного, например, с хорошей сигары.


Небольшая шероховатость. Мне понятно, что начать хочется понеделник, но чисто синтаксически получается, что начать хочется факт.
__________

Цитата
— Как можно курить такую дрянь? — это первая мысль, которую бросает в меня ее взгляд.
— И вам здравствуйте! — парирую я.


Дисклеймер: я понимаю, что Ариана телепат, но услышанная в голове фраза от высказанной ртом мало, чем отличается (имеется в виду в тексте как медиа). Тогда выходит, метафора про взгляд хорошая, но вот ответ нелогичный. Если мысль понятна лишь по взгляду, то она не была высказана, она понятна лишь по выражению лица и т.д. (Ну, это что-то вроде устойчивого стереотипа, когда герой домысливает сказанное по взгляду собеседника, то есть я веду речь не о том, что они телепаты и говорят, не издавая звуков, а про само выражение «понятно по взгляду», подразумевающее, что диалога не происходит). А тут, пусть и телепатически, но локуция происходит. Получается, герой парирует несуществующий вопрос. А если фразу героиня все же произносит, то «бросающий взгляд» уже неуместен.
P.S. Далее по тексту становится ясно, что телепатия у них зрительная. То есть они…буквально говорят глазами? Но мне всё равно не нравится омонимичность фразы «бросает в меня ее взгляд» с привычным её смыслом: «Я считываю настроение и достраиваю мысли собеседника по взгляду», а не «Я слышу голос собеседника в голове, только смотря на него». В общем, не думаю, что это критично. Вероятно, такая загвоздка возникнет только у хорошо знакомых с традицией «внешнего» психологизма.
__________

Цитата
…до более интимных высот моего обитания — спальни на втором этаже, в тот раз мы так и не добрались…

В таких «двусторонних» уточнениях обычно ставятся либо два тире, либо две запятые.
__________

Цитата
Девочка, почти ребенок, ей нужно помочь! И сделать можешь только ты.


Здесь явно не хватает указательного местоимения «это», теряется связь между двумя предложениями. Вероятно, оно убрано, чтобы не множить тавтологии, но убирать здесь нецелесообразно.
__________

Цитата
— Меня зовут Лой! — говорю я, указывая ладонью на себя. — А как зовут тебя? — указываю на нее.
Лишь долю секунды она колеблется, потом так же указывает на себя и произносит:
— Майя.


Я подобное уже видела в кино и читала в книгах, мне кажется, приём «узнавания имени» тут слегка исковеркан. Обычно указывают на себя и произносят только имя, чтобы незнающий языка собеседник понял, что это имя собственное или что-то типа того и ответил так же односложно. Как должна девочка, не понимающая язык, разобрать фразу из трёх слов, как она выудит смысл слова «Лой» из фразы [м’ин’азавутлоj].
__________

Цитата
…выговароиваю…
опечатка
Цитата
…можем изъяснять на примитивном уровне…
изъясняться
Цитата
…солнце внезапно закрывают…
опечатка
__________

Цитата
…пока не используя словоформы…
зануда [mode:on] надеюсь, имеется в виду, что девочка говорит не «Дай руку», а «Дать рука», и это к термину «словоформа» в узком смысле ещё относится, но вообще всё, что мы используем в речи, даже начальная форма слова — это словоформы, а слово — это некоторый виртуальный образ у нас в башке, ну типа как и в отношениях звук/фонема. Мы не произносим фонемы, только звуки; и не произносим слова, только словоформы. Это всё филологическая дичь, вряд ли в художественном тексте нужно это всё уточнять, а точнее, вообще не надо, но я люблю бережное отношение к терминам и тут бы заменила на «словоизменение» или просто приписала «словоформы косвенных падежей». Зануда [mode:off].
__________

Цитата
«Возникает желание отвести ее к эстетисту…»

Эх, больно смотреть, как в будущем исковеркают слово «эстетика», хотя его сейчас уже как только не понимают, так что к тексту это не претензия, наоборот, слово забавное, а вот тема с эстетикой для меня больная :)
__________
Цитата
Житель подземного царстве...

Сначала подумала, что девочка ошибается, и тут специально не та форма слова, но, судя по её дальнейшей грамотной речи, это опечатка.
__________

Цитата
Придется вновь обращаться в Ариане, и она меня не подводит…

Тут разноголосица во временах «придется—не подводит». Заменить лучше на «Приходится».
__________

Цитата
Я возвращаюсь в кладовую и ставлю на полку блюдо с корнеплодами.

Корнерокусы, технически, могут быть корнеплодами (ну, и из названия так и есть), но, по-моему, раньше в тексте такое наименование не использовалось. Лучше всё унифицировать, либо, напротив, добавить слово «корнеплоды» как синоним в большем количестве.
__________

Отзыв. Рассказ мне понравился. Его нужно отшлифовать немного: то тут, то здесь, то опечатки, то тавтологии. Но, в целом, он лёгок и весел. Немного расстроило, что в итоге-то рассказ не про лингвиста. Я думала, будет что-то вроде «профессиональной» прозы, где исследования переплетаются с сюжетом, терминология бьёт по лицу, и, продираясь сквозь неё, ты получаешь огромное удовольствие от погружения автора в тему. Но вот погружения в лингвистику тут нет совсем. И гг уж точно не лингвист. Он логопед. Он занимается обучением детей, да и психология логопедам нужна, а лингвистам — косвенно, в психолингвистике, но это ответвление от основной ветви. Проработать бы мир с филологической точки зрения — и это было бы реально круто. Типичный попаданческий сюжет (очень напоминает «Реинкарнацию безработного»), с такими себе героями-помощниками, как в типичной сказке, (я про миями), да ещё и через призму лингвистики, круть. Но последнее не удалось. Правда, эклектики жанровой это не отменило, действительно, было забавно и легко читать историю, даром, что хорошую попаданческую литературу я люблю.

Ещё бы девочке как-то речь выразительнее сделать. А то слова «фолианты» использует герой, который, вроде, не в средневековье, а речь девочки никак не исковеркана неграмотностью или типа-словами из её мира, речевая характеристика вообще не проработана. Ощущение, что хотелось уложиться в рассказ, и многое сократилось из изначальной задумки.
В плане «професссиональной литературы», конечно, хотелось бы видеть что-то типа «Истории твоей жизни» Чана.

В плане сюжета и композиции всё неплохо. Понравилось. В полуфинал, автор!

   Сообщение № 12. 11 октября 2021 г. в 06:35, Волче пишет:
Волче ( Offline )
Оптимист

*
Сказитель
Сообщений: 553
профиль

Репутация: 373
Рассказ прочитал по зову таблички (спасибо за приглашение!) и полуфинальный плюс поставил.

Что понравилось: интересное название, атмосферное начало, настраивающее на эдакий почти нуарный детектив, довольно необычная система мироустройства.

Что не очень понравилось: перегруженность лишними деталями в ущерб развитию сюжета, несбалансированность размеренного (но увлекательного) начала и скомканной, на мой взгляд, последней трети истории (после того, как гг узнают, откуда его гостья, начинается пересказ, хотя до того повествование было наглядным), несвязанность названия со смыслом истории/работы гг.

Мне кажется, текст стоит чуть почистить от лишних описаний и мелких действий и расширить до полноценной повести, добавив разности восприятия и понимания слов и образов (между гг и девочкой из другого мира). Ведь сама идея очень хороша, а начала текста погружает в атмосферу другого мира и хочется познакомиться с ним поближе))

Удачи, автор!

   Сообщение № 13. 16 октября 2021 г. в 10:41, Ветер пишет:
Ветер ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 11
профиль

Репутация: 9
Проще было бы в этом мире -
Меньше стало бы ночью слёз,
Слов не спрятать и взгляд твой шире -
В нем ответ на любой вопрос.

   Сообщение № 14. 29 октября 2021 г. в 21:54, Shantel пишет:
Shantel ( Offline )
la tua primavera



Aвтор
Сообщений: 1434
профиль

Репутация: 408
То, что тебе кажется чудом, для других - в порядке вещей.

Впечатления по ходу.
С самого начала меня не отпускало чувство, что здесь у нас завязка на мини-Лолиту. Но то ли я чего-то перефантазировала, то ли автор накидал в бульон не тех кубиков, только ничего подобного не случилось.
Что в итоге имеем:
- лаконичный, почти дневниковый стиль изложения;
- привлекательный фантдоп с отзвуками настоящего волшебства.
Причём то, что нереально в мире попаданки-героини, является обыденностью в мире рассказа и наоборот. Реальное чтение мыслей, наличие домовых в одном мире идут в противовес существованию порталов и обыкновенных крыс в другом.
В рассказе показывается, что то, во что ты можешь не верить, для кого-то является реалиями повседневности.
Из царапок. В какой-то момент показалось, что герой ведёт себя несколько инфантильно для своего возраста, ведясь на «сказки» девочки о её мире, но с другой стороны для волшебства все возрасты покорны. Почему бы и не да)
Ещё бросилось в глаза, что в рассказе слишком много «условленных мест», но в целом всё достаточно гладко и выверено.

Послевкусие. Истина магия где-то рядом.


   Сообщение № 15. 9 ноября 2021 г. в 14:28, Hollowman пишет:
Hollowman ( Offline )
Странник

*
Сочинитель
Сообщений: 862
профиль

Репутация: 429
Прочитал ваш рассказ, автор. Особых достоинств не увидел. В другом случае прошёл бы мимо, но раз пригласили, то мне не трудно сбросить заметки из ворда, которые делал в процессе. Кстати, это показатель /когда по ходу чтения/ – рассказ не «провалил» в себя.

Осторожно - спойлеры

История NN из серии: напишу-ка про попаданцев – это так свежо и оригинально /нет/. Тема, истоптанная донельзя в любых вариациях: путешествия во времени, параллельные миры, попаданство в сказки-фильмы и т.д – как собственной тушкой, так и переселением в тело аборигена. Как прямое попаданство, так и обратное – попаданец сваливается на голову коренных жителей.

Что может быть интересным на этих дорожках / «чтобы как-то скрасить унылость сего факта», - цитируя героя)/ – раскрыть какой-нибудь морально-этический или социальный конфликт по типу «большое видится на расстоянии» или контрастах, новый продуманный мир с захватывающими авторскими фишечками, адаптация героя к жизни по новым правилам /своего рода Робинзонада/ или его проигрыш по каким-то причинам – физического, морального, социального свойства.

Ничего этого в рассказе не нашел. Сплошная ленивая имитация. Начиная с самого начала споткнулся
Цитата
Облачко дыма переползает на ее половину, заставив мою визави поморщиться:

Как может облачко дыма переползти на половину Арианы, если она далеко и это иллюзия - что-то вроде голограммы.
Далее заявлен мир телепатов и болтунов.
Один из главных героев лингвист-телепат. Профессия вынесена в название. Конечно, сразу идет ожидание раскрытия каких-то характерных и специфических черт профессии. Ну как, например, в «Пигмалионе» у Б. Шоу.
А здесь ничего этого нет. Мысли пациентки он почему-то не считывает. Первый контакт поразил профанацией
Цитата
— Меня зовут Лой! — говорю я, указывая ладонью на себя. — А как зовут тебя? — указываю на нее.

Я бы ничего не понял из этой фразы на незнакомом языке. Для меня она звучала бы тарабарщиной и жесты могли означать что угодно. Трудно вычленить имя из фразы, даже если поймешь, что тебе представляются.
И дальше – лингвистика и телепатия никак не проявляются в обучении. Профессор использует методику обучения, которой владеет любой болтун. Указывает на предметы и называет их вслух.
/
Цитата
на каком языке говорит, все это мне предстоит выяснить.

Так и не нашел в тексте, где и как лингвист это выясняет. Принципы устройства языка, особенности: произношение, грамматика, алфавит. Как пытается найти общие закономерности или отличия.
Ничего от заявленного «лингвист» на протяжении всего обучения не демонстрирует. Как и телепатии, впрочем.
Так что «лингвист-телепат» и профессионал - тут только ярлычком и на сюжет не играет. С тем же успехом девочка могла попасть в мир Болтунов и там научится говорить намного быстрее – так как среда говорящих более объемна. А тут ей приходилось сидеть на уроках –
Цитата
Чтобы Майя не скучала, я сажаю ее на стул в уголке моего кабинета, и веду занятия с пациентами. Краем глаза наблюдаю, как жадно она ловит слова, следит за артикуляцией, пытается складывать губы так же, как показываю я. Мне пришла в голову мысль работу с пациентами сделать частью обучения девочки.

Странно – для профи стало случайным откровением, что для лучшего обучения нужно больше практики среди говорящих. А ведь это банальность. Как в нашем мире – дети глухонемых часто отстают от сверстников в развитии речи, если рядом нет говорящих с ними родственников, знакомых и т.д.
//
Кстати – любопытно, что в этом мире, судя по тексту, детей разлучают с родителями.
Разговор жестами - компромиссом – не рассматривается в принципе. Или говоришь, или читаешь мысли. Если не читаешь мысли – ссылка в провинцию Болтунов.
Цитата
у кого-то эта способность так и не пробуждается — их я учу разговаривать. Потом они отправятся в провинцию Болтунов — вполне уютное местечко, которое живет своей жизнью. От нас оно отличается только одним — в ней нет телепатов. Во всем остальном они люди как люди.

Также не раскрыт социальный конфликт – почему телепаты считали себя первым сортом, а Болтунов вторым. В чём видели своё превосходство. Или вернее – какое преимущество давала телепатия в этом обществе. Для любой иерархии есть обоснование.
//
Далее по тексту лингвист-телепат становится ещё и
Цитата
пыталась помочь, отправив ее к лучшему реабилитологу страны, а может мира

Опять не нашел в каком месте он «лучший реабилитолог». Психотерапия? Социология? Логопед? Что за рояль вылез из кустов? В какой области он «профессор»?) Вот у Б. Шоу отлично показано, как узкий специалист не смог прокачать Элизе социалочку))) А тут у нас и швец, и жнец, и на дуде игрец. И всё это просто заявлено, но не показано. Я не верю, исходя из предыдущего текста, где идут довольно ограниченные и банальные практики обучения и адаптации. Не увидел профессионала. Конечно, не ожидал глубокого погружения в профессию, как у Артура Хейли, но всё же хоть в мелочах поубедительней хотелось – но и этого нет.
//
Далее опять запоздалое «озарение» в тексте – «Мне приходит в голову мысль совместить изучение архивных материалов и поиск портала на местности». А ведь при амнезии, вызванной психологической травмой и т.д. – естественно попытаться разблокировать память при помощи раздражителей /звуки, запахи, похожие локации/ - чтобы запустить «след», вызвать воспоминание целиком.
//
Мияни.
Цитата
Она открывает альбом, листает страницы. На них розовые зверьки с бархатной шкуркой и смешным белым хохолком на голове.

Мне не хватило описания. Просто розовые с бархатной шкуркой и белым хохолком. И как мне представлять, тем более - маяни не проходная деталь и далее будут играть сюжетную роль. Это читерство чистой воды) Ну почему бы не сказать - мияни похожи на … и назвать зверька из налепленного девочкой зверинца, чтобы читатель мог как-то сложить картинку.
Позже оказывается, что они ещё и разбираются в технологиях и везде проникают) Как они напоили охранников и открыли двери – картинка, разумеется, не сработала. Если они живут в кладовке, таская печенье, яблоки и т.д. – значит не очень большие. Попытался представить маленьких розовых бархатно-шерстистых зверьков, которые находят снотворное, куда-то там подсыпают, вытаскивают ключи, как-то добираются до скважины замка, открывают… и перестал) А ещё подумал, что странно для мира телепатов и голограмм – отсутствие простейшей сигнализации. Только охранники, только человеческий фактор. Такое себе средневековье вырисовывается) Или «открыли все двери» - тут всё уже заложено?)) Если да, то опять ленивое читерство, как по мне.
Цитата
— Мияни. Они все друг другу родственники, у них между собой особый тип связи, не знаю, это похоже на телепатию, только на расстоянии. От твоих маленьких соседей обитатели психушки получили сигнал, что я в опасности и мне нужна помощь. Мияни умеют проникать везде. Они напоили санитаров и охранников каким-то снотворным, открыли все двери и вывели меня.


——————————————
Цитата
Я не слышу ее мыслей, я лишь вижу небольшой тихий городок, утопающий в зелени, пыльную дорогу, босоногих ребят, взрослых, уютно устроившихся под старой плакучей ивой. Я вижу ее прошлую жизнь, а ее печаль — это тоска по привычному и любимому ею миру. Ей тесно и неуютно в нашем. А я должен, я обязан это исправить.

Эврика! К концу истории внезапно профессор уже может видеть картинки в голове подопечной) А раньше, это как-то мимо проскочило. Всё словами общался, да рисунки в альбоме разглядывал.
Принципы телепатии не раскрыты. Она появляется как кролик из шляпы в нужный для автора момент и туда же исчезает.
Цитата
— Меня закрыли в отдельной маленькой палате, потом приводили к врачам, спрашивали об учебе, о тебе, но я молчала. Из их отдельных реплик я поняла, что сегодня меня должны вызвать врача и узнать все под гипнозом.

А зачем им гипноз, спрашивается, если они могут читать мысли. И что надеются услышать, когда перед этим Майя провалила экзамен и не ответила ни на один вопрос? Т.е. откуда у них уверенность, что она если и будет говорить под гипнозом, то на понятном для них языке?
Цитата
— Она не ответила ни на один вопрос! Просто сидела и молчала. Ты врал мне, что ваше обучение продвигается! Ты подставил меня, негодяй, я за тебя поручилась!

//
Цитата
Они только разводят руками. Ты ведь знаешь, что они сделают — напичкают лекарствами так, что он и говорить перестанет.

Каким боком тут психотерапия? Поработать с амнезией? Но в данном изложении психиатрия в этом мире какой-то шаблон карательной в нашем мире, судя по ремарке выше.
////////////
Всё. Терпение у меня закончилось. Прекращаю.
То, что лингвист за каким-то чертом прыгнул в портал меня уже не особо удивило. На протяжении всего текста видел перед собой не взрослого человека с научным мышлением, а какого-то подростка двоечника. Так и тут – мотивация того же уровня.
Цитата
мгновение что-то теплое и светлое, словно огонек свечи в кромешной тьме. Сейчас мне хочется остановить, продлить это чудо душевной близости,

Цитата
сейчас все слишком живо, эта недевочка-неженщина стала вдруг близка, стала кусочком или частью меня. Что-то стонет и горит внутри. Я не знаю, что со всем этим делать. Сейчас ее нет рядом, но я не нахожу себе места.

Итог - пустовато. Нет ни идеи, ни смысла, ни интересной темы, ни проработки мира, фантдопа, ни атмосферности, ни настроения – галопом по Европам. Читается легко, если совершенно отключить мозг. Но для убивания времени можно найти более закрученные и качественно сделанные истории. Т.е., даже как просто развлекательный для меня не сработал,
к сожалению.
Извините, автор – не моё. Удачи в творчестве и конкурсе.

   Сообщение № 16. 13 ноября 2021 г. в 04:17, Татьяна Валери пишет:
Татьяна Валери ( Online )
Странник

*
Сочинитель
Сообщений: 864
профиль

Репутация: 223
Здравствуйте, автор, рассказ прочитан, спасибо.
Интересный контраст между высокими оценками (вполне заслуженными) и активной критикой в комментариях. Как по мне, это означает, что у рассказа есть качества, позволяющие перепрыгнуть со ступеньки "ну, для сетевых конкурсов сойдет" на следующую: "о, а вот это можно почитать". А потому каждый начинает с особой пристрастностью рассматривать: а точно ли можно? А не сзалтурил ли где автор? А что ещё можно улучшить?

Давайте, что ли, я из общего хора не буду выбиваться и тоже скажу, что у меня вызвало вопросы.
При том, что текст мне понравился, и мне кажется, шансы выйти из пФ у него есть.
Итак, по некоторым словам чиновницы в начале у меня сложилось впечатление, что для этого мира попаданцы - явление не уникальное. Что они с таким периодически сталкиваются. Есть некие наработки по явлению. Но тогда совершенно непонятно, почему к девочке нет интереса как к потенциальному носителю иной культуры, а главное - науки и техники? Мнят себя настолько высоко в общей линейке развития? Почему с девочкой сразу не начали работать гипнозом? Пытать хотя бы?
Дальше. По описанию действий лингвиста - никакой у него нафиг продвинутой методики реабилитации, лепит чего-то. Но девочка абсолютно вменяемая и обучаемая. Почему эту её вменяемость и обучаемость не использовали до передачи ему? Как, вообще, такой интересный материал просто свалили на год без присмотра? Без медицинского сопровождения хотя бы. Она может быть социально опасна. Непривита. Может начаться конфликт с питательный средой. Она может подвергнуть я насилию или сама совратить дядьку, кто их, пришельцев или ненормальный знает, как они созревают.

Добавлено через 5 мин. 19 с.

Сама по себе идея разделения мира на высшую касту телепатов и чуть более низких болтунов мне понятна.
Против попаданцев предубеждений не имею.
А, ещё про крысок этих - показалось, что образ их мышления и владения ситуацией все-таки не правдоподобно завышен. С чего им, не сталкивающимся с необходимостью знать о порталах, способах побегов из психушку и проч. так уверенно действовать?

Ещё раз пожелаю удачи, хороших вам читателей и критиков)) хе)

1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.ru