Мама < Fancon.ru - форум Арт-пространство «Понедельник»


Страницы: (2)    
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Мама, Обсуждение. Осень 2020
   Сообщение № 1. 27 сентября 2020 г. в 13:00, Призрак Форума пишет:
Международный литературный конкурс «XXV Осенний Пролёт Фантазии 2020»

«Мама»


Текст рассказа: «Мама»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 21.10.2020 23:59)




Общее голосование за финалистов (открыто до 21.11.2020 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 28 сентября 2020 г. в 15:58, Лютеция пишет:
Лютеция ( Offline )
пум

*
Милашка
Сообщений: 8062
профиль

Репутация: 1431
Ну что - я прочитала рассказ, и даже не похудела от этого страшного признания.
Примерно после трёх абзацев меня постиг вопрос - это ж надо было так нарваться.
Это карма такая.
А ведь однажды я уже согрешила... но тогда у меня было оправдание. Ну я думала, что было...

Ну что ж...
Перед нами очередная история Мамонтёнка, который ищет маму.
Но с небольшими отличиями.
Мамонтёнок как и положено оказывается добрым, хорошим малым, который способен преодолеть долгий путь, страх и собственную слабость, ради того, чтобы найти маму.
Правда история этого Мамонтёнка не заканчивается на том, что он находит маму. Да и начинается она не с того, что мама теряется.
Кажется, история начинается с отчуждения.
С того, что два человека находясь рядом при этом бесконечно далеки друг от друга.
С того, что один человек пытается дать другому то, что ему нужно.
С того, как можно убивать других, пытаясь дать то, что им нужно.

Добавлено через 2 мин. 56 с.

А заканчивается виной и чувством вины.
И где-то между верхушек этих двух волн очередной Мамонтёнок ищет маму.


Добавлено через 5 мин. 6 с.

Наверное, это всё что я скажу.
Это уже много.
Удачи, Автор. Зима - близко.

   Сообщение № 3. 30 сентября 2020 г. в 17:30, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7761
профиль

Репутация: 803
Здравствуйте, автор. Поддалась уговорам (обещаниям) Лютика. Пришла. Начнём.
Цитата
На ужин снова были комариные лапки. Целая миска. С горкой.
Андрей горестно вздохнул, взялся за ложку и сделал вид, что ест.
А здоровское начало же! Имя Андрей в совокупности с комариными лапками - классный приём.
Цитата
Ему это, конечно, не удалось
Немного одиноко эта фраза смотрится на фоне весомых остальных.
Вот вопрос возник. А почему бы не полностью комара съесть? Питательнее лапок, наверно.
Цитата
Ложка, коротко чавкнув, шлёпнулась обратно в миску
Нет. Сначала плюхнулась, а потом чавкнула.
Кошмар какой... И ведь чувствую, что не спекуляция образом. Выстрадано авторской мыслью.
До конца надеялась, что автор вывезет финал. Не получилось так, как хотелось бы для этого рассказа. Слишком просто. Я понимаю - объём. Очень вскользь подана история Мамы-паучихи. И не очень понятно, почему болото и паук. Ясно, что комариные лапки и маленькие пауки - это паучье. Но почему от неё воняло тиной и сыростью? Мне всё время казалось, что это нечто рептилоидное в конце окажется. Чуток не вяжется. А так - спасибо огромное, автор, за рассказ. Эх, если бы не финал, я бы за вас билась до последнего))

   Сообщение № 4. 30 сентября 2020 г. в 19:02, Марика пишет:
Марика ( Offline )
Апельсиновая Кошка

*
Мечтатель
Сообщений: 135
профиль

Репутация: 74
за отзыв обещали плюшки... надо бы запомнить, больше так не вестись)
стиль автора, атмосфера рассказа не вызвали эмоций.
подмена настоящей мамы чудовищем - не оригинальная идея, просто облеченная в современную форму. фольклор, но не очень удачно переложили.
автора, простите, но пока я читала, думала, что это такой терапевтический опыт. и у героя такие понятные для переходного возраста проблемы с мамой и, быть может, со здоровым питанием)
мне показалось, немного незрело, но все, как всегда- имхо...
эмоций от прочтения нет, скорее - скука.
сказки, которые рассказывали раньше, ого-го какие страшные, глубокие, разные.
удачи!

   Сообщение № 5. 30 сентября 2020 г. в 20:18, Мурашка пишет:
Мурашка ( Offline )
Эта-история



Исчадье Ада
Сообщений: 2403
профиль

Репутация: 727
прочитала еще на преноминации)
несоответствия: гг мне показался сперва маленьким, судя по всем поступкам и по скачкам в школе - а оказалось, у него линейка для геометрии - а она с 6 кл, значит, не малыш. Еще: замок на Мамину комнату висел снаружи или мне показалось? как она тогда его за собой закрыла?
болото - а почему он в нем не вязнет, если даже разок ухнул с головой?
ну ладно, это все мелкие придирки. Так, конечно, текст хорошо написан, умело, но... но я так не люблю, когда эксплуатируют те болевые точки, где у меня, как у каждой мамы, нет фильтров. А тут получается, что слепой материнский инстинкт в случае паучихи оборачивается, разумеется, злом, ровно так же, как случается, когда реальные мамаши, якобы зная, как лучше, пичкают детенышей разного рода лягушачьими глазками.
думаю о сюжете - все сделано ладно. вроде бы. но впечатления скорей отрицательные, потому что меня манипулятивным образом развели на сантименты.
короч, жалко всех, и паучиху тоже.

   Сообщение № 6. 1 октября 2020 г. в 14:41, ZiFXxX пишет:
ZiFXxX ( Offline )
Путешественник по разным мирам.

*
Неофит
Сообщений: 4
профиль

Репутация: 7
Я прочитал рассказ, и ... мне понравилось) с первых строк интрига, которая не отпускает тебя до самого конца. Хотя от самого финала я ожидал нечто другого. Обои напомнили ассоциацию с Хрониками Нарнии: Покоритель Зари.
Еще такой вопрос: главный герой мог видеть Чижа, и эта птица была послана от мамы, в конце он понимает, что птицу видеть мог лишь он, ее не существовало на самом деле (как я понял, лишь у него в голове) тогда как Мама почувствовала удар клювом на кухне? + кто кушал комариные лапки если Чижа не было.
+ насчет конца, в финальных титрах, когда все идет плохо, появляется загадочное чудовище с болота, которое исправляет всю ситуацию. Это, как и в любой сказке нежданный поворот, который спасает главных героев и все хорошо. Этот момент мне не понравился, но я рад что все хорошо закончилось. И хотелось бы хоть одного маленького предложения как появился этот мир, и кто придумал эти обои. Если прошлые жильцы продали квартиру главным героям, то скорее всего они знали о тайном мире в комнате, так почему они не содрали обои? - ну это так, мысли вслух на который я не знаю ответ:3
После прочтения, название начал воспринимать по-другому, никак слово “мама”, а как "Мама", до сих пор мурашки. Атмосферно, красиво, захватывает дух.

   Сообщение № 7. 2 октября 2020 г. в 02:55, Scorpionka пишет:
Scorpionka ( Offline )
Кусь

*
Графоман
Сообщений: 45
профиль

Репутация: 15
Здравствуйте! Рассказ прочитан.
Знаете... Вот классное у вас начало) Прям зачесалось все узнать, кому ж там лапок насыпали. Сперва подумалось, что речь не о человеческом ребенке, а о какой-нибудь зверушке; в любопытстве разгадать сию тайну начала читать и вот с удовольствием дочитала до конца. Придираться не буду, просто спасибо вам за атмосферный и интересный рассказ! Удачи!

   Сообщение № 8. 7 октября 2020 г. в 11:12, Hollowman пишет:
Hollowman ( Offline )
Странник

*
Сочинитель
Сообщений: 862
профиль

Репутация: 429
Прочитал ваш рассказ, автор.
Меня настойчиво приглашала Лютеция, с уверенностью – «тебе понравится».
Она немного ошиблась. На уровне идей и подачи, этот рассказ явное – не моё.

Мне понравилось начало – интригой /тарелка с комариными лапками/.
Картина, как окно в другой мир – «Откуда-то пахну?ло сыростью и гнилью, сопревшей травой. Коротко, как мимолётный сквозняк…» - дохнуло «Вельдом» Брэдбери.

Но чем дальше читал, тем больше взрывались личные триггеры.
Практически с первых слов шло отголоском «Похороните меня за плинтусом».
Сильная вещь. Читал и смотрел фильм, где Крючкова сыграла идеально. И вот поневоле, в её исполнении, жалеешь эту женщину, да. Сломалась, после смерти первой дочки. И имеем на выходе ведьму, с явной сумасшедшинкой, что душит всех заботой, тиранической любовью. Причем, любовью странной. Она сосредоточена на обслуживании тел. Душ не замечает.

Описание насильного кормления /с беспокойством «ты похудел» и наивным эгоизмом – люди подумают я плохая мама/ - самые атмосферные, пожалуй) Подумал - не прошел ли и автор через такое в детстве. Уж слишком ярко, подробно, «душевно» описан весь этот процесс насилия над ребенком из благих намерений. Даже схватил счастье ностальгией – миновала чаша сия. Никто не пичкал, всё было четко по расписанию – съел-хорошо, не съел – жди следующего подхода. А так как кусочничать не получалось /следили демоны)/, то аппетит всегда был. Правда – комариными лапками меня не кормили)
Так отвлекся.
И здесь как бы надо сочувствовать паучихе, потерявшей своего ребенка и свихнувшейся на этой почве. Вот в финале даже указательным пальчиком ткнули /а зря, не стоит так явно подталкивать читателя, оставьте ему свободу самому подумать-повертеть)
Цитата
«Она ведь, в сущности, не была плохой. Просто очень несчастной».


Но для меня тут явная поверхностность, голливудской и не только, дурновкусицы. Где для маньяков выкатывается оправданием – «тяжелое детство», «личная травма» и т.д.
Т.е милость к падшим призывается – «пожалейте чудовище, оно страдало». Но падшие, они же разные бывают)
Я не хочу сочувствовать чудовищам. Мне гораздо более близки те, кто не сломался, не озлобился на весь свет. И даже если они сломались, то хотя бы не причиняют такую же боль /через которую прошли сами/ - другим.
Остаться человеком вопреки всему. Я могу посочувствовать герою, что сломался под бременем – не все люди дубы, есть и кустарники. Но когда этот человек становится ядовитым плющом – мне просто хочется его вырвать. И потом, часто думаешь: «Может светлого в его душе была капля, если черное взяло верх?». Знаете, это из разряда - «на чём проверяются люди».
А так – мамонтенок искал маму и нашел. Ну и хорошо.
Спасибо, автор. Удачи в конкурсе.


   Сообщение № 9. 7 октября 2020 г. в 12:51, Лютеция пишет:
Лютеция ( Offline )
пум

*
Милашка
Сообщений: 8062
профиль

Репутация: 1431
Цитата(Hollowman)
Она немного ошиблась.

:mrgreen:
Этого просто не может быть. :mrgreen:

   Сообщение № 10. 8 октября 2020 г. в 13:42, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 5387
профиль

Репутация: 1375
Приветствую, Автор! Благодарю за доверие.

Перед прочтением нижеследующего Вам, уверен, необходимо понимать, что я считаю Ваш рассказ достойным финала (более чем), выразил свое мнение аналоговым способом, а потому полагаю себе дальше писать так, как душа просит.

Я в какой-то момент словил себя на мысли, что просто ищу царапки, чтобы натурально докопаться, но потом бросил это бесполезное занятие.

История с одной стороны простая, а с другой вызывающая сильные эмоции. Ровный темп повествования, без скачков и провалов.
Четко выраженная идея о тонкой перегородке, которая отделяет любимого и любящего родителя (да и близкого человека в широком смысле) от превращения в жуткого монстра, а по сути - тирана, с которым почти невозможно бороться.

Морально было тяжело читать. Идея довлеет, создает гнетущее впечатление.
Я уже где-то писал, что в если в худ. произведении страдает взрослый человек, к этому можно отнестись отстраненно, индифферентно, но с детьми ситуация иная. А тут еще и совершенно очевидная параллель с реальным миром, с восприятием ребенка отношения к нему со стороны взрослых.
Это не делает рассказ хуже, нисколько; все события сюжета гармоничны. Просто таков Ваш выбор.
Но к счастью, - отмечу - Вы не завалились ни в банальную страшилку, ни в сатиру. До конца выдержали настроение.
Отдельно отмечу финал, где Вы не стали монстра оставлять монстром чистой воды (т.е. ну.. грязного болото), а создали её собственную правду, придумали предысторию и мотивацию, которой сопереживаешь.

Из замечаний. Рассказ написан взрослым человеком, который взрослыми словами говорит за ребенка, описывает его мысли и чувства. Красиво, согласен. Но по-взрослому красиво. А детская рефлекция - она другая. Вроде и проще, но ярче, острее.
Детское восприятие, оно как линза, может размыть направленный луч, а может сфокусировать нечто в палящий пучок эмоций, от которого будет невыносимо больно. И от которого зарубка, шрам останется на всю жизнь.
Вот посмотрите:
Цитата
Андрею нравилось это ощущение компактности, замкнутости

Ребенок так не мыслит и не ощущает. А вот наоборот верный тон:
Цитата
комаров тут действительно было завались

Вы чувствуете?

Частности
При таком вылизанном тексте мне странно было видеть вводные слова и выражения (может, к счастью), которые вроде должны обособляться, но Вы систематически этого не делали. Я даже начал сомневаться в своей методичке по пунктуации.

Цитата
Места для посидеть

Мяч для побросать, пиво для выпить, поле для посадить.
Не знаю, мне прям резануло.
Почему нельзя "места, чтобы сесть", вопрос.

Цитата
поддавшись глупому радостному буйству

Вот тоже взрослый оборот. Красивый. Но взрослый.
Разбаловавшись же...

   Сообщение № 11. 11 октября 2020 г. в 21:18, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2678
профиль

Репутация: 484
Начало вплоть до фотообоев читал с великим интересом. Гадал, что же автор имеет в виду, и куда все это вывезет. Думалось, может быть, мама на почве личных неурядиц в секту какую вступила или начала анорексией страдать. Или, наоборот, это у ребенка с наступлением подросткового возраста восприятие изменилось. Написано все было ярко, образно, цепляюще, с чудесной такой безысходностью и неудачными попытками борьбы.
А вот появление фотообоев и поход на заколдованное болото заставили меня с разочарованием вздохнуть. Оказывается, зря я гадал, искал какие-то аллегории. Сюжет прост, как в детской сказке: маму похитила баба-яга и сама притворилась мамой, а мальчик отправился в волшебное царство и расколдовал мать. Кажется, для взрослого читателя это наивно. Детей же вся прочая подача заиками сделает, а проблематика "я плохая мать" и "посочувствуем бедной паучихе" оставит равнодушными. Получается, рассказ уселся аккурат между двумя стульями, чем сильно разочаровал.

По мелочам:
"— Нет, — Андрей замотал головой, но как назло именно этот момент его живот выбрал для того, чтобы пообщаться и выдать заунывную голодную трель." - кажется, лучше бы без этих наворотов. Просто "в животе заурчало".

"Он уже не первый раз сидел вот так в кладовке." - лучше бы заменить "сидел", потому что раньше неоднократно делается упор на то, что он именно стоял, а сидеть не мог.

"Да и стоять вовсе не так тяжело. С пауками дело обстояло хуже." - "стоять, обстояло" рядом.

"В итоге обоим влетело за шум и нарушение порядка, да ещё и мама, узнав о дурацкой игре, обиделась и не разговаривала с ним два дня" - какая-то уж слишком детская реакция мамы. Кажется, она не способствует раскрытию ее образа.

"— Э… Да. То есть, я…" - не самый лучший способ выражать заминку в диалоге.

"а ремонт имела древний." - иметь ремонт - как-то не по-русски.

Реплики настоящей мамы прописаны отвратно. "не любила как должно", "дотянуться до тебя хоть мыслью", "чтобы пела по утрам мелодии" - кажется, так нормальные люди не говорят.

Ближе к концу поперли ходульные фразы:
"Андрей ещё не чувствовал такого облегчения и такой совершенной, всеобъемлющей и безграничной радости".
"на всё-таки победит настоящее чудовище и обретёт взамен что-то хорошее, светлое и родное. Только не заимствованное, а своё".
Вот прям представляются концовки советских фильмов, где победивший пролетариат с надеждой смотрит в светлое будущее.

В общем, спасибо. Первая часть рассказа мне понравилась.

   Сообщение № 12. 1 ноября 2020 г. в 00:12, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7761
профиль

Репутация: 803

Цитата(Junto)
Сюжет прост, как в детской сказке: маму похитила баба-яга и сама притворилась мамой, а мальчик отправился в волшебное царство и расколдовал мать.

А это насколько плохо? И плохо ли вообще? Ты никогда не был ребёнком и не ждал маму с работы, к примеру?))

   Сообщение № 13. 1 ноября 2020 г. в 00:18, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2678
профиль

Репутация: 484
Цитата(Крошка Элли)
А это насколько плохо? И плохо ли вообще? Ты никогда не был ребёнком и не ждал маму с работы, к примеру?))

Само по себе, может, и неплохо. А вот в сочетании с первой частью, нагоняющей недетского саспенса, не клеится. Начало недетское, а концовка невзрослая.

   Сообщение № 14. 20 ноября 2020 г. в 15:14, Лиса пишет:
Лиса ( Offline )
Из каменного Леса

*
Архимаг
Сообщений: 691
профиль

Репутация: 225
Рассказ этот я прочитала одним из первых.
Но он хорошо запомнился.
Немного странный рассказ. Начиная с того, почему съедобными были именно комариные лапки. Или паучиха туловище скармливала себе? Очень любопытно.
Что меня удивило, так это почему настоящая мама не заклеила жуткие обои. Я понимаю, что некогда, но зловещее болото на стенах, не самый лучший пейзаж в квартире. Или это инструмент сюжета, и никак не показатель матери, как плохой. И тут я не могу написать о случае, который произошел со мной. Как-то давно в квартире затеяли ремонт после переезда. Предыдущих хозяев знали. Так вот, сдирали обои слой за слоем и тут... на старых выцветших обоях обнаружилась нарисованная карандашом фигура женщины в полный рост. Платье-разлетайка, вьющиеся волосы, в которых небрежно вплетены были цветы. В тот момент мне показалось, что это просто жуткая находка. Обои были содраны, но воспоминания остались)))
А вообще, как мне кажется, рассказ о том, что дети всё же бывают чужими. А своя беда она всё же ближе.
Спасибо за рассказ и успехов в творчестве!)

   Сообщение № 15. 22 ноября 2020 г. в 00:17, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 7093
профиль

Репутация: 1275
Я прочитал рассказ.

Он сумел сыграть на каких-то очень глубоких переживаниях, страхах и надеждах, которые у меня пока не получается осознать.
Мне понравилось, как Андрюша прошёл свой путь становления, сначала поменявшись комнатой с Мамой, потому что боялся за себя; затем заметил подмену и не знал, как справиться с ситуацией; потом нашёл возможность и воспользовался ей, чтобы отправиться искать своё самое ценное сокровище и вернулся с ним. Понравилось, что на всём протяжении истории Мама сопровождала его, если не физически, то мысленно, и что ему удалось её выручить. Понравилось, что Лже-Мама — такая же Мама, но обезумевшая от горя, потому что её лишили самого дорого в жизни, и она отказалась принимать случившееся. Понравился Чиж, который воспринимался и как символ прежней Мамы, и как её эмоциональный заменитель, и как, в сущности, она сама, как оказалось. Мне многое понравилось, и хороший финал для Мамы с Андрюшей, и надежда на то, что хороший финал ждёт и Лже-Маму. Однако, чувствую, что это всё детали чего-то большего.
Не знаю, чем именно и как именно меня цепануло, но цепануло и за что-то очень живое. За что-то, где оголённые провода и куда пока не хочу смотреть.
Слог вообще лёг, как родной, я его даже не заметил — а это верный признак, что с ним всё хорошо.

Сильная штука.

   Сообщение № 16. 23 ноября 2020 г. в 17:11, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 7093
профиль

Репутация: 1275
Цитата(ТехнОкраТ)
где оголённые провода и куда пока не хочу смотреть

Но надо. Бог-Император Дюны не одобрил бы отступление перед лицом непонятного.
В сущности, этот коммент — вдохновлённый рассказом поток сознания

Что это было?
В разные периоды жизни случается, что ситуация портится непоправимо. Тогда срабатывают разные защитные механизмы, и один из них состоит в том, чтобы погрузиться в грёзы, как появилась бы пускай фантастическая, но всё-таки возможность вернуть всё, как было, непременно посильно заплатив за это в процессе совершения подвига.

Это своеобразная симфония бессилия, душевной боли и попыток найти утешение в очевидной иллюзии, попыток убедить себя, что она настоящая. Трудно назвать это полноценным эскапизмом, потому что самоубеждение обречено на провал из-за изначальной очевидности фантазии. Сказочный элемент в ней выступает как средство переноса чувства вины с себя или других на нечто иное и как способ преодоления внутреннего демона. Вроде бы ничего особенного, это знакомо детям и в какой-то форме сохраняется во взрослой жизни. Напоминание о том, что этот механизм есть, вызывает из памяти сильные переживания, с которыми он уже помог справиться, хотя тяжесть на сердце от них всё равно ощутима.

И вот тут, когда история в рассказе накладывается на воспоминания, тут, как усилитель с динамиком, вырастает фигура мамы. Родители олицетворяют для ребёнка ультимативных друзей, примеры для подражания, мудрость предков и стены, за которыми поначалу нестрашно, а со временем становится тесно. В частности, фигура мамы сакральна, потому что мама дарит ребёнку жизнь и хранит её, заботится о дитя и воспитывает, а её нежность и любовь становятся фундаментом для внутренних ориентиров будущего взрослого. Это ответственная и жертвенная роль, сопровождающая человечество бесценными уроками и стоящая у истоков системы ценностей. Без неё, как и без фигуры папы, попросту не было бы общества, как мы его знаем.

С первых абзацев "Мамы" становится ясно, что эта мама никак не тянет на тот идеал, к которому хочется стремиться. Она кормит ребёнка не той едой, разговаривает странно, обращается жестоко и наказывает за нечто, что не воспринимается провинностью. Чем дальше, тем становится отчётливее видно, что эта мама — не та, за кого себя выдаёт. Та же, кого видит Андрей своей настоящей мамой, пропала.

Настоящая мама поменялась с сыном комнатами, чтобы ему было нестрашно. Настоящая мама угодила в плен и потеряла человеческий облик. Настоящая мама всё равно нашла способ, чтобы хотя бы мысленно быть с сыном, раз уж с сошедшей с ума паучихой справиться не получится, но та собирается изображать из себя человеческую мать. Настоящая мама старается облегчить ему страдания под гнётом заботы лже-мамы, напомнить об учёбе, развлечь и стать лучиком света и доброты,

Описанное настолько же трогательно, насколько и жутко, и совпадение инстинктивного желания придумать сказку, где настоящая мама может быть вновь обретена, с путешествием Андрея искать маму, оказывает настолько сильное воздействие, что вышибает предохранители. За Андрея хочется переживать и за его успех хочется болеть, потому его маленькая фантастическая история резонирует с многими личными фантастическими историями, где вместо мамы — упущенная или неверно использованная возможность, вместо лже-мамы — чужие страдания, а вместо чижа — надежды, питающие силу воли. А паучиха, как олицетворение внутреннего демона, — часть фантазирующей личности, и её, конечно, хочется каким-то образом оправдать, чтобы она не вызывала чувства сродни ненависти, потому что трудно представить что-то более разрушительное для человека, чем ненависть к хотя бы частичке самого себя. Как бы это в рекламах ни романтизировали.

- - -
Теперь, когда мне стали лучше видны эти вещи, могу отмести их в сторону, чтобы взглянуть на то, что скрыто под капотом.
*показывает похлопывающую рассказ по буквам синусоиду*

Переключает рассказовизор на MTV

Концепция MICE
Орсон Скотт Кард как-то предположил, что в историях, сколь бы сложными ни были, обязательно найдётся доминирующая составляющая, — и предложил рассматривать истории в контексте таких составляющих, делая выводы, о чём, собственно эти истории. По первым буквам названий составляющих родилось и название концепции: MICE (Mileau — окружающая среда или мир, которые чем-то не устраивают героя; Idea — идея в смысле вопроса, который мучает героя; Character — персонаж в смысле его личных качеств и общественного положения, которыми он недоволен; Event — событие, которое поделило жизнь героя на до и после).

Думаю, что любая история обретает смысл для читателя, когда содержит в себе требующий разрешения конфликт, поэтому и рассматривать можно буквы этой концепции как конфликты конкретного вида (не я придумал — подглядел у Мэри Робинетт Ковал):
M ilieu - конфликт с окружением
I dea - конфликт с вопросом
C haracter - конфликт с персонажем
E vent - конфликт с событием

Фишка концепции в том, что историю можно представлять читателю матрёшкой, где сюжетообразующие конфликты открывают внутри одной истории новую, без завершения которой предыдущая завершиться не может. Получается что-то вроде такой серии контейнеров:
Код
M ——
| I ——
| | C —
| | | E —
| | | | всякие разности


На самом деле без разницы, в каком порядке эти конфликты открываются, в каком количестве и все ли вложены ли друг в друга. Важно то, что читателю легче воспринимать ситуацию, когда вложенные конфликты разрешаются в порядке, обратном тому, в котором открывались.
Если присмотреться к популярным историям попаданцев, то они отлично ложатся в эту матрёшечную схему.

Пример: Волшебник Изумрудного города.
C — Элли огорчена, что в её жизни нет волшебников.
> E — Элли уносит ураганом.
> > M — Элли оказывается в странном мире.
> > > I — Как вернуться домой?

< < < /I — Элли находит ответ.
< < /M — Элли разруливает проблемы мира.
< /E — Элли возвращается домой.
/C — у Элли больше нет неудовлетворённой потребности в волшебниках.

Применение MICE к "Маме"
C — Андрею не нравится подменённая мама.
> I — Где настоящая мама?
> > M — Андрей попадает в волшебный мир.
> > > E — Оказывается, паучиха заколдовала и подменила маму Андрея!


< < < /E — Андрей освобождает маму, и в процессе она расколдовывается.
< /I — Андрей с мамой.
< < /M - Андрей срывает обои, и волшебный мир замирает.
/C - Андрей понимает мотив паучихи.

Думаю, что порядок разрешения конфликтов отчасти ответственен за то, что внимание в финале рассеивается между двумя центрами притяжения: Андреем, исправившим последствия своей трусости (пускай лучше мама столкнётся с опасностью!), и паучихой, пытающейся справиться со своей болью таким образом, что поднимает интересные темы вроде: "можно ли подарить счастье другому, причинив боль третьему".

Если в голове уже был запрос на то, чтобы паучиха нашла свою долю оправдания в голове Андрея, то финал прокатывает на ура. Если в голове был другой запрос, то оправдание паучихи Андреем может вызвать противоречивые чувства (и, что заметно по комментам, вызывает).

Возможно, понимание мотивов паучихи пришлось бы по душе большему количеству читателей, если бы оно случилось после сцены с вернувшейся настоящей мамой. У этого решения был бы дополнительный плюс: поведение настоящей мамы сконтрастировало бы с поведением паучихи в облике мамы, и этим бы утвердило правильность принятых Андреем решений, потому что ему удалось достигнуть цели.

А возможно, это и не сработало бы. Об этом трудно думать, потому что, однажды прочитавшись, история запоминается мне такой, какой воспринял, и она обрастает дорогими мне мелочами, порой изменяясь и становясь непохожей на ту, какой создана изначально. И вот этот вот образ той, что осталась в сердце, становится не перешибить ничем. Наверное, так оно и должно быть.


   Сообщение № 17. 4 декабря 2020 г. в 16:55, Натанариэль Лиат пишет:
Натанариэль Лиат ( Offline )
у зла нет власти

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3033
профиль

Репутация: 685
Я прочитала рассказ.
Автор, простите меня, грешную, щас будет оценочно и субъективно.
*глубокий вдох*
Что это, блин, за одноногая собачка?!
Ладно, окей, если подстраиваться под эстетику рассказа, то вообще одноногий паучок. Тем хуже: в нечестных целях не трёх лапок лишили, а семи.
Нет, ну правда. Половина рассказа - описания страдашек бедного-пребедного мальчика. И не кормят, и запирают, и рот зашивают, и друзей нет, и не верит никто. Ой-ой-ой, ты ж моя бедняжечка. Ладно, может, я бы могла это проглотить, хотя такие вещи я встречала описанными куда сильнее и лучше. Но когда в рассказе появилась ещё и бедная-пребедная заморенная-замученная мама, которая даже двигаться не может (да что там не может - даже вон не п ы т а е т с я, видать, не шибко на волю и хочет), то я поняла, что реально уже не могу и не хочу жрать эти жабьи глаза и делать вид, что так и надо.
Типа, окей, нет ничего преступного в выборе темы, которая реально с огромной вероятностью так или иначе затронет за живое 99% читателей. Меня тоже задело - мотив потери мамы, он же с детства где-то там, в глубине, живёт на правах одной из самых страшных возможных катастроф.
Но типа... использовать эту тему вот так - так толсто, в лоб, пытаясь выдавить жалость - это реально не круто. Ну вот вообще ни одной блин крошечной капельки.

При этом, как бы, в рассказе же есть крутое. Сама идея мамы-паучихи - тысячу раз да. Её история потери и, мхм, замещения - тоже да (если бы ещё подавалась чуть изящнее...) Портал в фотообоях - свежо и классно (правда, непонятно, кто в спальню впечатлительному маленькому ребёнку выберет картинку с гиблым болотом). Но это всё теряется напрочь, и вместо сопереживания героям я лично ловила только желание вызвать бедной собачке ветеринарку и заказать протезы.

Уф.
Как-то так.

   Сообщение № 18. 4 декабря 2020 г. в 19:51, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7761
профиль

Репутация: 803
Не вижу, чтобы автор давил на жалость. И переживания мальчика даны вполне себе натурально.
Тоже субъективное мнение, если чё.

   Сообщение № 19. 5 декабря 2020 г. в 01:09, О'Росса пишет:
О'Росса ( Offline )
Странник

*
Сказитель
Сообщений: 408
профиль

Репутация: 138
Я прочитала рассказ и мне очень понравилось. Я не нашла в нем ни манипуляций, ни несоответствий. Да, он в чем-то сказочный (лично мне с самого начала повеяло Коралиной), но притом весьма реалистичный, этакий полноценный симбиоз были и небыли. Авторский стиль хорош, атмосфера создана. Спасибо за рассказ!

   Сообщение № 20. 5 декабря 2020 г. в 21:06, Persian_Cat пишет:
Persian_Cat ( Offline )
Смотритель Бастилии

*
Мягкий критик
Сообщений: 7729
профиль

Репутация: 822
Здравствуй, дорогой автор!
Скажи, тебе нравятся яркие фантики? Ну конечно, рука так и тянется к конфетке в яркой, шуршащей обложке. А что, если фантик пустой? То-то.

С 35:30



   Сообщение № 21. 7 декабря 2020 г. в 02:06, Хоакин пишет:
Хоакин ( Offline )
сюжетотехник

*
Мечтатель
Сообщений: 106
профиль

Репутация: 46
Автор, я прочитала ваш рассказ.
Надо сказать, для меня, наоборот, первая часть проскочила как-то сухо - была интеллектуальная интрига, кто же это ест комариные лапки и что это за семья, но и все.
Ну, мальчик, ну страдает, ну хоррор. Не моя территория.
Но вот когда появились фотообои и у мальчика появилась цель - с этого момента мне, наоборот, стало интересно. Страшилка оказалась о человкчности. Может, я сентиментальный человек, но меня цепляли эмоционально разные моменты второй части - не те, в которые автор специально палочкой тыкал и показывал, а те, в которых просто действия описывал, но как-то глубоко отозвалось.

Я бы рассказ подсократила, четче бы встала основная линия. Сейчас он как протубервнцы выпускает в первой части - в одну сторону, в другую, и только затем выруливает на цельную полосу. И в конце я бы, действительно, так прямо мораль не называла, мы ее уже по всем намекам поняли. Лучше бы чем-то конкретным закончить, может, чижика на руку посадить - а о смысле читатель, несомненно, еще подумает.

Итого: ужастики, как в начале, не мое - но хорошее послевкусие рассказ все-таки оставил (путешествие в другой мир, и чижик волшебный - мое) . Есть в нем, имхо, серьезное ядро.
Удачи!

   Сообщение № 22. 8 декабря 2020 г. в 22:20, Olybuy пишет:
Olybuy ( Offline )
пустота себя исчерпала

*
Сочинитель
Сообщений: 669
профиль

Репутация: 290
Рассказ прочитала!

Автор, вы сделали благое дело: теперь я никогда не буду заставлять дочь есть через силу. )) На самом деле это комплимент всему рассказу – мне он показался достоверным, выпуклым и ощутимым. Очень зашел язык и стиль. И героя было жаль. Может, это из-за материнского инстинкта?

Единственное, чего мне не хватило – объяснения, почему-таки настоящая мама плохая? Я так и не поняла, это паучиха просто себя уговаривала, что неспроста вломилась в жизнь Андрея, или реально мама сильно провинилась чем-то похуже работы? То есть, на мой взгляд, немного рафинированной получилась встреча Андрея с настоящей мамой – мол, я тебя, сынок, так люблю, прости меня грешную. И сынок – да, да, ты ни в чем не виновата. А хотелось, чтобы он как-то вспомнил что ли о их прежних проблемах. Потому что из текста, как мне кажется, не вытекает маминой вины.

Паучиху очень жаль. Прямо очень. Тут с саспенсом по-моему порядок.

Ну и подсократить бы первую часть все-таки, про всю эту еду. Мне показалось, что что-то здесь лишнее - или лапки, или глаза. А точнее количество символов на то и другое. И еще пожалуй не хватало вот этих фотообоев с самого начала. Хотя может это мне сейчас так кажется...

В любом случае, рассказ мне очень понравился. Он вызвал одно из самых сильных за раунд сопереживание, а это именно то, что я ценю в рассказах. Спасибо вам, автор, и удачи в финале!

   Сообщение № 23. 9 декабря 2020 г. в 14:39, S.S. Storm пишет:
S.S. Storm ( Online )
Мастер оф дизастер

*
Архимаг
Сообщений: 769
профиль

Репутация: 331
Я прочитал рассказ "Мама", и он крутой. Сказал бы, что самый крутой на конкурсе из прочитанных, но так уж вышло, что конкурс-то фантастический, а фантастики в тексте я не нашел, несмотря на говорящих пауков, фотообои-портал и комариные лапки. Хоть режьте меня, весь рассказ - одна сплошная голая метафора кризиса отношений родитель-ребенок.

Психологически все очень достоверно. Матерей-паучих, выведенных в рассказе, очень хорошо можно представить в реальной жизни, равно как и все злоключения мальчика, вынужденного жить с одной из таких особ. В хэппи-энд верится с трудом, правда, но он не невозможен, если поход через лес - действительно яркое событие вроде побега, жестокого подросткового бунта или чего-то такого же. Ну и да, без определенного жизненного опыта текст подобный "Маме" не напишешь и не поймешь. Это очень взрослый рассказ.

Что еще сказать?

Да не знаю, честно говоря. Хорошо. 9/10, не могу поставить выше реально мощных именно в фэнтезийно-мифологическом плане "Бегущих под дождем", простите, автор. Энивей, за рассказ спасибо, это стоящая вещь.

   Сообщение № 24. 10 декабря 2020 г. в 13:47, Mik пишет:
Mik ( Offline )
Странник

*
Архимаг
Сообщений: 877
профиль

Репутация: 261
Ух, вот это рассказище... Не отпускал до самого финала. Здорово, просто здорово. Хоть фильм снимай. Автор, вы молодец.

   Сообщение № 25. 15 декабря 2020 г. в 10:27, Гостья из прошлого пишет:
Гостья из прошлого ( Offline )
И попробуйте мне запретить)))



Вредина и сказочница)
Сообщений: 10297
профиль

Репутация: 1193
Здравствуйте, автор.


Прочитала я его ещё на предварительном этапе, а вот отзыв всё никак не соберусь. Даже сейчас, когда взяла обязательства по эстафете, заставляю себя. Потому что рассказ зацепил. Очень зацепил. И писать кратко — понравилось, автор, пиши ещё, не хочется.
Не честным я считаю по отношению к рассказу и эмоциям, которые он вызвал, обойтись отписками.

Я не раз задумывалась вот над чем. Тут часто пишут автору — поменяй то-то, сделай героя ярче, убери штамп и прочее. А ведь тому же Андерсену или Бажову уже не скажешь, и те сказки мы читаем такими, какие они есть. Там тоже наверняка есть недостатки, но стали ли эти сказки хуже? Нет и ещё раз нет.
Почему я про сказки? Потому что для меня это тоже сказка, хорошая, крепкая, со счастливым концом, но трудностями по пути к нему. Хотела бы я что-то в ней поменять? Нет. Мне она нравится такой, как написал автор. Спасибо.

Передаю эстафету рассказу "Судили, рядили, глядели"

Но я тут ещё и в рамках эстафеты. 3?АФ.
1. Какие сказки больше всего нравились в детстве и какие сейчас?
2. Это единственная сказка, написанная Вами, или есть ещё?
3. Рассказ останется тут, на Пролёте, попытаетесь его в сборник отправить или опубликуете ещё где-то?

Ну вот, пожалуй, всё. Ещё раз спасибо))

   Сообщение № 26. 16 декабря 2020 г. в 17:16, Своя пишет:
Своя ( Offline )
Мир вам!

*
Классик
Сообщений: 3874
профиль

Репутация: 1027
1)
Цитата
— Зачем ты меня каждый день взвешиваешь?
- и тут я заподозрила каннибализм :%):

2)
Цитата
Ты теряешь вес.

Цитата
На ужин снова были комариные лапки.

Цитата
— Не хочешь есть жабьи глаза, другой еды тоже не получишшь. А пока посидишь, подумаешшь об этом.

:%): :%): :%): Вот она какая, любовь психопатки...

   Сообщение № 27. 18 декабря 2020 г. в 15:10, Nvgl1357 пишет:
Nvgl1357 ( Offline )
Голову с плеч!

*
Поэт Слова
Сообщений: 1864
профиль

Репутация: 402
Прочитано.
Живые обои картины. Давненько мне не встречался этот очень оригинальный фантдоп.
Мне понравилась психологическая часть. Тут прям от материнского инстинкта до стокгольмского синдрома. Без переигрывания. В общем, верю.
Как всегда меня коробили объяснялки. Здесь они в самой нелюбимой мной форме - внезапные лирические отступления в авторском тексте. Действие идёт себе, идёт, развивается неспеша и вдруг - пересказ предшествующих событий. Один, второй... Сразу появляется нестерпимое желание просмотреть этот кусок текста по-диагонали.
Из раздражающих моментов, пожалуй всё. Технически написано так, что и не придерёшься. Текст цепляет. Непонятно только, почему паучиха ест пауков. Конкуренция?

Удачи в финале

   Сообщение № 28. 19 декабря 2020 г. в 00:53, Karakousa пишет:
Karakousa ( Offline )
Тут живут драконы



Исчадье Ада
Сообщений: 2060
профиль

Репутация: 355
Прочитала рассказ. Сильный фантдоп и сильный психологизм. Сюжет очень хорошо и структурированно выстроен, нигде не провисает. Крайне мало того, что должно бы создать визуальные образы - не хватает описаний, сравнений, антуража, "картинки". Некоторые моменты кажутся нелогичными: например, раз уж мальчик решился сбежать и даже в полиицию сходил, то почему он просто на улицы бомжевать от чудовища не ушел? Не так ему, видать, и плохо было.
Последний абзац немного "сливает" конец - эти все надежды героя на то, что Мама победит чудовище высказаны очень банальными на скорую руку выписанными фразами, и оттого смотрятся очень искусственно.
В целом рассказ мощный, спасибо.

   Сообщение № 29. 19 декабря 2020 г. в 22:38, Яблоко Раздора пишет:
Яблоко Раздора ( Offline )
Детектив в отпуске

*
Автор
Сообщений: 1340
профиль

Репутация: 224
Я прочитала рассказ.

Хочу похвалить автора за атмосферность и жуткость. Их я с лихвой прочувствовала.

Однако, в этом рассказе есть, к сожалению, много минусов. С чего начать...? Да, очевидность.
Тут у вас, автор, все слишком очевидно. То, что Чиж - это настоящая мама, очевидно и ясно с самого начала. Конечно, тут этакий поворот, мол, это ее мысль! Но, тем не менее, мысль или нет, это была она. То, что паучиха принимает пацана за свое дитё, тоже становится понятно... раньше, чем нужно. Даже очевидно то, чем все закончится. Все поменяется обратно)
Тут хочу заметить, что образ Мамы вышел порядочно, даже замечательно. Мне понравилось это ощущение безысходности, даже какого-то страха перед персонажем. То, что тебе кажется, что он слишком силен для мальчика. Это было хорошо.
Меня, разве что, иногда напрягал гг, особенно в момент, когда мыслил вообще не по-детски. Эта вот "самокритичность" и то, какими он иногда словами сложными, даже иногда абстрактными мыслил. А так он неплохой такой мальчик получился. Смелый, да и на своем стоял.

Концепт картины вот нам не объяснили толком. Почему рисунки на стене стали порталом в какой-то мир? Как? Что за мир такой? И так далее, и тому подобное. Мне кажется, этот момент все же не раскрыт должным образом.

Концовка... Концовка. Вот не знаю, хотелось что-то покруче, если честно. Как-то...эффектнее? Не знаю... Наверное, этот вывод, который мальчик в конце насчет паучихи делает, должен был быть все же молчаливым. То есть, мы и так к нему пришли, зачем озвучивать?

На секунду задумалась, что жутче, Леденьчик или Мама, но концовка показала, что жуткость в первом все же перевесила. Ох уж эти пауки... И не важно, что Мама мне постоянно змеей казалась. Не важно...

Автору спасибо)

   Сообщение № 30. 20 декабря 2020 г. в 22:02, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 17883
профиль

Репутация: 1371
Я прочитал рассказ.
Какой милый ужастик... про маму :)

1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.ru