Песня Степи < Fancon.ru - форум Арт-пространство «Понедельник»


Страницы: (2)    
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Песня Степи, Обсуждение. Осень 2020
   Сообщение № 1. 27 сентября 2020 г. в 13:00, Призрак Форума пишет:
Международный литературный конкурс «XXV Осенний Пролёт Фантазии 2020»

«Песня Степи»


Текст рассказа: «Песня Степи»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 21.10.2020 23:59)




Общее голосование за финалистов (открыто до 21.11.2020 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 28 сентября 2020 г. в 09:08, Шляпка пишет:
Шляпка ( Offline )
пилот

*
Певец
Сообщений: 226
профиль

Репутация: 215
Здравствуйте, автор.
Я прочитала рассказ.
Красивая, отлично написанная история, без каких бы то ни было изъянов. Достойная большего, чем полуфинал. Спасибо за путешествие по вашему миру в компании ваших героев. Не знаю, что ещё можно сказать, кроме как пожелать удачи.
Нажала две кнопки.

   Сообщение № 3. 28 сентября 2020 г. в 21:35, Безумный Галл пишет:
Безумный Галл ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 158
профиль

Репутация: 20
Фэнтези про степняков - это свежо и тем более интересно, что культура степных народов не только богата, но и мало освещена в фэнтези мирах. Степные народы не сказать, что встречаются редко, однако всё не то.
Тут мне с самого начала было интересно, какая же культура будет взята за основу данных сферических степняков в вакууме. И я удивился, не сказать что приятно, когда увидел у одного степняка славянское имя. Но затем успокоился, когда понял, что в остальном это венгры-мадьяры.
При описании степняков хочется больше маскулинности - ведь это их характерная особенность. Для степняка физическая сила и хвастливость стоят на первом месте, ловко загораживая хитрожопость) Здесь же типично русская проза с обильным описанием бытовых особенностей. Но мне лично хочется прочувствовать дух тех людей, увидеть силу их характеров. Хочется красочные описания экзотической одежды и оружия, насладиться суровой красотой степных просторов. Увидеть жёсткие широкоскулые лица с рубцами и взглядом хищных птиц.
Короче видно, что писала женщина.
Цитата
Оказывается, Балаш приехал с необычным луком – не роговым, как у всех, а с большим и длинным, из дерева. Наверное, выменял у кого-то из северян. И когда остались в соперниках лишь Йелек и Балаш, то Балаш и победил только за счёт того, что его лук мог стрелять дальше.

Извините за занудство, но насколько мне известно - составной лук степняков был лучшим в мире и многократно мощнее длинных луков европейцев. Длинные луки намного проще в изготовлении, они известны с неолита. А составной лук - это вершина технологий, и владели ею степняки.
Пару слов чисто по сюжету. Мне не нравится огромное внимание к бытовым мелочам и долгая экспозиция, которая ведёт к конфликту. Думаю, это женская история - о мужчинах в представлении женщин. Поэтому не буду критиковать то, что не понимаю, и тем более ставить минус. Я выше этого.
Тем более за выбор темы скорее стоит поставить плюс. Но пусть это делают люди, которым искренне понравился рассказ.

   Сообщение № 4. 29 сентября 2020 г. в 17:40, Бирюза пишет:
Бирюза ( Offline )
интроверт

*
Классик
Сообщений: 1030
профиль

Репутация: 240
Рассказ я прочитала.Я понимаю сколько Автор вложил души и знаний в это повествование. Но.Слишком много бытовухи. Причем расписанной настолько подробно, что для самого боя и магии дойдет не всякий читатель.Сделать динамичные и будет конфетка.Если это мадьяры то откуда столько снега ,кочевые лошади могут добыть траву из под снега,и не обязательно жить зимой в домах,кибитки ставят по кругу ,обороняться легче и защита от непогоды. Еще непонятно где вождь или старейшина этого племени ,если мальчишки ,а они ведь мальчишки, защищают племя.Это очень большое упущение.
Не совсем поняла зачем драться, если Марко не сватался к девушке.
Все равно спасибо,я плюсанула.

   Сообщение № 5. 6 октября 2020 г. в 17:14, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2678
профиль

Репутация: 484
Текст грязноватый, с горбами и горбиками, да и лишнего многовато. Поэтому потребовалось время, чтобы в него втянуться. Зато потом читалось великолепно. Конечно, сюжет довольно каноничен и не раз перепевался на разные лады. Но меня рассказ зацепил.
В общем, спасибо! Мне понравилось!

   Сообщение № 6. 13 октября 2020 г. в 10:47, Deacon пишет:
Deacon ( Offline )
Странник

*
Певец
Сообщений: 246
профиль

Репутация: 129
Любовь с первого взгляда

Автор, я прочитал Ваш рассказ! Он пленил меня с первых же строчек. Что я могу сказать? По-моему, в нем прекрасно все. Но, я постараюсь найти хоть что-то, для критики.
Красивое и лаконичное название.
Слог, которому я пока могу лишь завидовать.
Идея – «легенды не умирают» или «земля сама решит, кто будет на ней жить» - не ново, конечно, но и ладно.
Мир – прекрасно воссозданный древний мир кочевников. Внимание уделено всему: и быту, и культуре, и войне. Даже удивительно, что всему этому нашлось место в столь небольшом объеме.
Конфликт – начавшийся формироваться конфликт двух юношей, внезапно поглощается конфликтом племен. Все выглядит довольно убедительно.
Сюжет – хороший сказочный сюжет. Конечно же, он несколько простоват и наивен, но все с лихвой искупается мастерством рассказчика. Ну и предсказуемым сюжет, кстати, не назовешь: финальный поворот с каменными зверями, как по мне, не очень изящный (немного «богом из машины» отдает), но расписано все, опять же, убедительно.
Персонажи и диалоги – пожалуй, единственное, что вызвало определенные вопросы. Персонажей много, имена у них экзотичные, при этом вся их индивидуальность подается больше на словах. Фактически же, запомнить достаточно главного героя и его несостоявшегося оппонента – остальные молодые люди – это их придатки, введенные, надо полагать, для массовки. Персонажам бы не помешало добавить индивидуальности (не на словах), а может, проще было и сократить их на пару-тройку штучек… С диалогами я тоже вижу некоторые проблемы: они, конечно, хороши, но заметно хуже остального текста. А местами и неудачны настолько, что умудряются почти (ПОЧТИ!) разрушить прекрасную атмосферу рассказа.
Итог – прекрасный рассказ, хоть и не без недостатков, но определенно заслуживает места в финале… и в моем сердце!
Успехов Вам автор, обязательно пишите еще! Спасибо за "Песню степи"!

   Сообщение № 7. 15 октября 2020 г. в 01:57, okuma пишет:
okuma ( Offline )
Под прикрытием



Добрый медведь
Сообщений: 1238
профиль

Репутация: 460
Автор, прочитал ваш рассказ.
Спасибо, прочитал с интересом, но сказать, что мне прям понравилось, не могу — история оставила после себя смешанные ощущения. Попробую разобраться почему)) Осторожно, спойлеры!

Если вкратце, то история эта подобна скачке по оврагам неопытного наездника на своенравном коне ::D: Сперва мы едем потихоньку, шагом, ибо только-только учимся, но коню это не нравится. И тогда конь сперва рушит наши ожидания о лёгкой прогулочке. Он вдруг сходит с наезженной тропки и мчится в кусты, но сперва хоть мчится рысью, а потом и вовсе переходит на галоп, а потом у него вдруг вырастают крылья, и он пролетает на оврагом, благополучно сбрасывая туда нас ::D: В народе говорят проще: начали за здравие, кончили за упокой)) вот и здесь так. По моему мнению, конечно.

Итак, наступила весна. Следом за весной пришло длинное описание всего, чего только можно, и я уже едва это дело не бросил, но все же как-то втянулся. Мне это даже начало нравиться. Такая ламповая, думал я, будет история, вот уже и героев представили, и конфликт обозначился. Хорошо. Выбор жизненного пути, перепутье, борьба за девушку, обычная жизненная история, думал я, причем написанная красиво и ярко. Честно: меня тронула эта неопределенность главного героя, его внутреннее метание по поводу будущего. Меня тронуло и то, что, как мне показалось, были у него и чувства к подруге детства, да и у нее были, это уже явно, но тут вот соперник, и все такое прочее. Меня действительно заботило, что именно герой выберет: стать воином, как все; стать пастухом и тоже пригодиться; стать талтошем и продолжить дело деда; включить мозги и понять, что подруга детства к нему неровно дышит. Я почему-то не мог представить себе, что он может одновременно быть талтошем и жениться, хотя такого запрета вроде бы не озвучивалось. Да и ладно. Все это неважно, потому что рассказ вообще не об этом ::D: Это так, вводная, и я даже понимаю, для чего она была сделана. А как иначе показать внезапность нападения? То чувство, когда жизнь рушится в единый миг? И летят в тартарары мечты и планы, в одночасье гибнут те, с кем ещё вчера пел песни. Это у вас удалось, автор, действительно. Нежданчик сработал)) Другой вопрос: понравилось ли это мне? Не понравилось. Это уже вопрос вкуса, другим вот понравилось, так что ничего страшного в этом нет)) Мне показалось, что рассказ не об этом. С другой стороны, а как ещё показать внезапность нападения? И зацикливаю размышления ::D: Автор, первая часть истории (то есть, то, что было до нападения) вам удалась, пусть и была по большей части утоплена в описаниях быта. Что же было дальше?

А дальше случается неожиданный поворот, и в самый разгар конфликта между молодыми петушками на стоянку кочевников нападают другие кочевники, большее, чернее и свирепее. В этот момент рассказ для меня растерял всю ту магию, что до этого с таким трудом копил. Я ещё сперва думал, может, там всё-таки пожар или ещё что, и тогда ГГ себя проявит (или не проявит) и поймет, чего же он сам в конце концов хочет. Но, разумеется, так как у нас война, все мирная ерунда забывается, и рассказ не то чтобы плавно перескакивает на другие рельсы. Хорошо это или плохо? Опять же вопрос вкуса, и только. Мне не понравилось. Для меня это уже два разных рассказа. Но повторю ещё раз: а как же тогда показать всю ужасающую внезапность нападения? Это работает. Но лучше бы, на мой взгляд, не работало ::D: Меняется не только направление повествования, но и сам стиль текста — плавность уходит, уступая место динамике, коротким обзацам и коротким предложениям. Все как и положено в неспокойное время)) В общем, какое-то время я надеялся, а потом перестал. Меня посетила мысль о том, что автор, дописав до момента противостояния ГГ и Балаша, вдруг подумал: блин, да как так-то? Я же на конкурс пишу! Кому там захочется читать о внутренних метаниях подростка в фэнтезийном антураже? («Мне! Мне!» — на заднем фоне кричу я) Да никому! Вот если там битвы... сражения всякие... магию добавлю покрасивше... («Нет! Нет! Не надо...») А ещё вмешательство богов, хм, почему бы и нет, это должно внести дополнительный размах... («Подросткиииииии») ::D: Так или иначе, получилось то, что получилось. К лучшему или худшему — решать не мне. Однако я думаю, что рассказ из-за этого получился не очень-то цельным (что тоже не всегда минус), и из него можно было бы состряпать два разных рассказа. Первый: о душевных метаниях обычного японского школьника парня, не знающего, куда бы применить свои недюжинные таланты. Второй: об ужасе войны и о том, как в оную вмешиваются боги. Могло бы получиться любопытно, сосредоточься автор на чем-то одном. Мне кажется, если речь идёт о рассказе, держаться изначальной темы важнее неожиданного твиста. Но тут можно и поспорить)) Итак, внезапно оказывается, что наступает война. Герои пытаются понять, что к чему, вождь не слушает слова талтоша, потом происходит битва, из которой становится понятно, что у врага тоже есть талтоши, потом дед круто жертвует собой (а подростки тем временем усердно сводят на нет все его старания). Тут остановлюсь, потому что сама эта сцена мне не понравилась. Ну... как-то я что ли не поверил. И вот вся орда остановилась перед одиноким стариком, пусть и волшебным стариком, и прямо с места не двигалась от страха, и не могла его побороть одной лишь грубой силой, токмо лазутчиком поганым, стрелу в спину пустившим ::D: То ли я не смог толком представить масштаб крутости деда, то ли уровень боязни врагов оказался запредельно низким. А кучкой навалиться? Да они, если бы хорошо разогнались, мне кажется, просто смяли бы его, нет? Но даже если и нет, как-то уж больно робко они себя повели. Ведь не так давно же дрались, в крови все перемазаны, адреналина полон рот, глаза бешеные. И вот так разом проявили благоразумие? Может, и так, но я не поверил. Забейте)) Далее все куда-то бегут, летят стрелы, погоня, бегство, Балаш проявляет благородство духа, но ГГ все равно ранят, и он падает где-то в грязи. Кстати, финт с «окунанием в ничто» мне тоже не понравился. Ясно, конечно, что он там потерял сознание, но слишком уж пафосно и изъезжено звучит:
Цитата
Удар о землю, и всё тонет во тьме.

Просто крошечный совет от доброжелателя: удалите это предложение, и посмотрите, что изменится))
Итак, у нас все плохо. Воины разбиты, табуны угнаны, подростки почти все убиты. Как исправить ситуацию? Как сделать так, чтобы добро победило? Как вывести героев из безвыходной ситуации? Есть проверенный способ. Нам поможет:
Свернутый текст
Присоединённое изображение

К сожалению, никак по-другому я это назвать не могу. Герой почти умер, но тут ему является бог в облике бегбарса (кстати, вопрос не в тему: бегбарс — это от слова «бег»? то бишь потому, что бегает много? ::D: ) и говорит, мол, что ты меня обвиняешь, надо было и самому ради своего спасения потрудиться. Однако ж бегбарс потом рассуждает по-другому, и... ну, я это понял так: герой на самом деле умер, но бог дал ему силы и время поквитаться с врагами. ГГ, разумеется, так и намерен поступить. Получает ГГ в придачу ещё и подручных, причем только умерших подростков, что бежали вместе с ним. Почему? Ну потому что ::D: Я для себя нашел такой ответ: потому что они, мол, послушались старичка талтоша, а взрослые нет. Так что, кароч, им и месть вершить)) Хотя определенного ответа в тексте вроде бы не было. Но суть не в этом! Потому что рояль выкатывается из кустов и начинается заслуженное возвращение справедливости. Итого: захватчики изгнаны, женщины и дети спасены, а ГГ становится то ли богом, то ли просто статуей, чтобы на кургане пусто не было.
Цитата
Теперь его место здесь. Он остаётся, чтобы стеречь Степь. Как было раньше и как будет всегда

Но видимо всё-таки стал богом, вроде бы новым, но при этом вроде все тем же)) Честно говоря, концовка оставила меня равнодушным. Возможно, это и было бы трогательно, если бы не рояль, с помощью которого герои победили. Да и вообще: почему я считаю, что это рояль? Потому что ранее в тексте не было для этого предпосылок. Или же были, но я не заметил? Так вот, потому концовка для меня и слилась. Не было эмоций по поводу прощания с матерью и подругой детства, не возникло каких-то особых чувств по поводу красивого стиха в конце. Незаслуженно герои победили, так сказать. Им эту победу отдали. Вот поэтому я и говорил о том, что рассказ гармоничнее смотрелся бы разделенным надвое)) Впрочем, мне тут в голову пришло ещё одно толкование. Оно даже соединяет части воедино. Вот ГГ, он мечется от непонимания, чему бы ему себя посвятить, но в итоге оказывается, что он вона для каких дел предназначен! Нетушки, уважаемый читатель, не быть ему ни талтошем, ни семьянином, ни воином, ни даже пастухом. Потому что другая у него судьба... ::D: Однако даже если так, мне все равно не нравится. Видимо, я просто не вхожу в целевую аудиторию))

А так вообще рассказ хорош, написан крепко, интерес держит (за исключением начала, конечно). Однозначно в полуфинал)) Автор, спасибо вам за историю!
И удачи!))

   Сообщение № 8. 15 октября 2020 г. в 08:58, Vill пишет:
Vill ( Offline )
из подземелья

*
Маг
Сообщений: 328
профиль

Репутация: 41
Я прочитала ваш рассказ, автор. Долго не могла понять , что в нем фэнтезийного? Настолько реалистично автор изобразил кочевников и все бытовые мелочи, за которые поругали выше и которые создают то самое ощущение реальности. Финал не разочаровал , а завершил отлично сделанную сказку. Огрехи в тексте уберутся элементарной вычиткой и я даже не буду заострять на них внимание. Так, как кнопка в финал не активна, жму в полу;))) Успеха в конкурсе!

   Сообщение № 9. 15 октября 2020 г. в 12:02, Морана пишет:
Морана ( Offline )
Странник

*
Знаток
Сообщений: 78
профиль

Репутация: 33
Здравствуйте, автор. Ваш рассказ чудесен, как песня степи. Идет гладко, певуче.И даже бытовые мелочи нисколько не раздражают, они гармонично вплетены в сюжет и погружают с головой в текст, словно сам находишься там, среди сагров. Рассказ сильный, прекрасный и заслуживает финала. Я рада, что не прошла мимо и прочитала его. Удачи. Вы талантливый писатель.

   Сообщение № 10. 15 октября 2020 г. в 13:28, Somesin пишет:
Somesin ( Offline )
Big Tosha Tape



Исчадье Ада
Сообщений: 2158
профиль

Репутация: 894
Слушайте, ну давайте честно. До определенного момента я читал и радовался, потому что несмотря на некоторую узнаваемость общих мотивов истории, исполнение было близким к шикарному. Если совсем начистоту, мне кажется, что автор здесь явно не начинающий, а вполне себе сформировавшийся и знающий не только как складывать слова в предложения, но и предложения – в легкую (относительно выбранного жанра) и качественную прозу. Знает, что такое стиль. Знает, что такое каноны жанры – и как с ними работать. Знает многое про человеческую психологию и про то, как строить конфликт. В общем, умеет делать вещи, которые заслуживают финала и высоких мест.
На самом деле, это хороший образец этнофэнтези со всеми плюсами и недостатками.
Кому-то могут попросту не зайти такие спокойные и размеренные описания обычаев и привычек степного племени, как те, с которых начинается рассказ. Мне почему-то сразу вспомнился некто Джон Мэддокс Робертс со своей книгой «Островитянин», где, ориентируясь по давнему послевкусию, примерно три четверти книги с главным героем не происходит почти ничего (не шучу), вот именно в процентном соотношении сюжета и лора, в котором он, конечно, настоящий виртуоз. Что-то похожее происходит и с местным началом, в котором главный герой почти отсутствует как личность, зато присутствует много степного племени, и убедительности его изображению хватает, но внимание несколько распыляется. Впрочем, автор быстро находит баланс – и дальше детальки нигде не мешают, но дополняют и создают сам вот этот кочевой колорит, это очень хорошо.
Кому-то могут не вкатить сами мотивы завязки – у них много общего с легендами и преданиями, и, поскольку в древние времена люди жили довольно просто, вау-эффекта сами по себе обряды инициации и прочие соперничества за красивых девушек не вызывают – знакомое дело. Тут очень многое держится на исполнении – нужны свежесть мысли, находчивость и качественная драматургия.
И в рассказе с этим полный порядок, на мой вкус. Все эти мягкие пунктирные линии, обозначающие особое призвание героя (шаман, ну, конечно же, это будет шаман; но свой, интересный и объемный), неопределенные отношения с пацанкой, с которой протусил все детство, намечающийся конфликт с сыном маминой подруги из соседнего племени – они постепенно складываются в увлекательную, душистую вещь. Атмосфера замечательная, и очень правильно выбран момент начала событий – смена сезонов здесь подчеркивает не только изменения в ритме жизни племени, но и, конечно, переход мироощущения Мирко от юношеской наивности к чему-то более твердому и взрослому. Персонажи тоже удались – каждый со своим характером, яркими чертами и привычками, их действия не предугадываешь, но предвкушаешь, это здорово.
В общем, мне дико нравилось происходящее вплоть до момента разговора на кургане. А если конкретнее – до сообщения Балаша о том, что Ибойка, в общем-то, согласна, как и ее родичи. Уже тогда у меня промелькнула мысль – а в чем же тогда будет развитие конфликта, если девушка согласна, главный герой еще не осознает своих чувств в упор, хоть нам и намекают, что они возможны, а сам Балаш потащил его на святое место как будто по инерции и нехотя. Потому что хитрый автор ни словом не обмолвился о том, что главный герой может как-то конкурировать с бравым удальцом из соседнего племени за место в сердечке, неужто Балаша так напрягал сам факт близкого общения Ибойки с протагонистом, что он его аж за гаражи вызвал? Вполне вероятно, это логичным образом раскрылось бы потом, но – не раскрылось.
И тут бац, бац, бац.
Мне как-то неудобно переходить к настоящей критике и сбрасывать с себя ту пелену очарования, в которую поместила меня первая половина текста, но ничего не поделать, приходится. Я постараюсь (безуспешно, наверное) быть лаконичным, потому что догадываюсь, что автор может о многих нюансах догадываться и сам.
Мне в целом кажется, что для истории был выбран неправильный размер. Просто не представляю, как здесь можно было органично уложить все требуемое в сорок тысяч, не хватает на глазок на меньше пары десятков сверху. На это указывает и к этому располагает ритм повествования, неспешность и обстоятельность в подаче сюжета, которые заметны в первой части. То есть, даже если это была бы по-прежнему история про взросление и осознание себя главным героем – все равно бы места не хватило с большой вероятностью.
Дальше грустнее. Сам по себе мотив «враги сожгли родную хату» - он тоже довольно классический для этнофэнтези, даже если враги сначала сожгли хату соседа. И довольно часто такие штуки начинаются как раз с обманчиво пасторальной картинки, с идиллии в виде всеобщего праздника и солнечного настроения, где от созерцания бегбарсов может отвлечь только ретивый женишок твоей подруги, да и тот наверняка славный парень, видно же по нему. В каком-то смысле это тоже дань классике, начиная аж с самого Говарда с его «Конаном-варваром» и продолжая множеством сильных и успешных штук. Положа руку на сердце, я все понимаю, но как же резко такое развитие руинит вам крутой рассказ, это что-то сродни выстрелу себе в бедро из ружья – и стыдно, и больно, и нужно еще постараться, если что.
Понимаете, мне не хочется оспаривать авторское право без предупреждения вводить в текст войну, хаос и монголо-татарское иго (очень хочется, но волевым усилием я сдерживаю себя), но у меня вызывает многие вопросы сама реализация этого права.
Во-первых, вопрос пропорций, из-за которого все происходящее после дымов на горизонте кажется ускоренным в полтора-два раза, ужатым.
Отчасти это связано с самим стилем подачи, где предложения становятся более рублеными и четкими, а информация подается рваными фрагментами. Но больше – с самим сюжетом, вот тем частоколом событий и действий, на который ложится задача удержания читательского внимания. Скачем туда? Нет, скачем туда, туда ближе. Говорим с вожаком гостей, говорим с важным представителем своего племени. Бунтуем, потому что хотим отправиться со взрослыми? Нет, в последний момент не бунтуем. Но находится другая задача – едем по кратчайшему пути и смотрим (ничего не делаем). Возвращаемся, рассказываем обо всем шаману, и опять смотрим (ничего не делаем). Убегаем, убегаем, не убежали. Бум, бах, как мощны мои лапищи, пора уже что-то сделать, а то как-то не комильфо; эх, легендарная получилась резнябитва, немного песен, конец. Я сильно утрирую, но утрирую, на мой взгляд, по делу, потому что, если на описание всяких битв и драк автора вполне хватает, то все, что казалось важным до этого – главный герой, племя, живые люди, попадает в конкретный и раздражающий расфокус.
Во-вторых, вопрос увязок всех крючков и зацепок, заботливо размещенных в завязке.
И я не верю, что автор ВНЕЗАПНО разучился все это делать, но все увязки, если они и есть (а есть не всегда) – шиты белыми нитками. Взять, например, прощание с Ибойкой и мамой в концовке. Какие чувства оно должно вызывать у читателя, м? Мама появляется примерно с начала этой опупеи с вторженцами и фигурирует исключительно как триггер – ее задача сводится к грубому обозначению верности и заботы о близких людям, но это, конечно, не так работает. Проговаривание каких-то важных вещей очень часто в принципе не способно выглядеть убедительно. Какого-то сформировавшегося отношения к Ибойке в тексте нет – ему просто не дали возможности появиться, потому что в текущем виде она именно подруга детства, прописанная в тексте парой реплик, которая кинула главного героя ради залетного красавчика (поскольку была согласна на). Могу ли я отрефлексировать всю боль Мирко и проникнуться как следует сочувствием? Нет, не могу.
И со всем остальным здесь такая же фигня. Хоть с тем же Балашем – я знаю, насколько это сильный и яркий образ, но я знаю это умом, рационально и в потенциале, потому что знаю, каким он должен быть, исходя из других прочитанных мной историй. Но не из вашей, в вашей он из сильной личности вдруг превращается в клишированного спутника главного героя, который помогает ему делать… да, в общем-то, ничего не делать, просто смотреть, даже Йелек, выпуская стрелу в убийцу старого шамана, делает больше. Конечно, Балаш вроде бы жертвует собой в попытке защитить Мирко, это тоже предполагалось и угадывалось, но то, как он это делает, выглядит, если честно, отпиской. Слишком кустарно, слишком в рамках устоявшегося штампа про «соперник в минуту опасности оказывается славным малым», в рассказе нет к этому психологических подводок, а моя читательская симпатия-антипатия к нему не успевает возникнуть, хотя по первой части к этому были все предпосылки.
То же самое происходит и с конфликтами в целом. Я не говорю о том, что по такому строению сюжета первоначальный конфликт с конкуренцией за внимание девушки должен быть как-то разрешен. Это само собой разумеется, и все умерли, а потом пели песни – это явно не разрешение конфликта. Большее возмущение вызывает тот факт, что заменяют-то его чем-то совсем странным. Потому что в противостоянии родного племени главного героя и клишированных чорных-чорных вторженцев (я не порицаю такое их изображение, оно как раз, наверное, вполне достоверно в стрессовых и шокирующих условиях, в которых находятся персонажи) конфликта не чувствуется вовсе, несмотря на стычки и драки. Качественный и вкусный конфликт с Балашем забывают и вместо него дают… Ой не знаю, здесь нет даже антагониста. Ни предметного – типа тех трех вражеских шаманов-победунов или подлого убийцы в спину, они просто фигурируют в тексте, но не становятся полноценной стороной. Ни стихийного – как объемного образа завоевателей со своим складом ума, устоями и мотивами. В плане напряжения с тем же успехом герои могли выйти в лес и покричать на деревья, а дуб уронил бы кому-то на голову ветку.
В-третьих, большие возражения у меня есть и к самой личности главного героя, конкретнее – к переменам в ней. Да и в принципе к его участию в тексте после злополучного кургана. Тут ведь какое дело, психологизм – это палка о двух концах, и лупить могут оба. Герой, несмотря на его некоторую показательную усредненность (опять же, вполне играющую в рамках канона), получился живым, думающим и интересным. В начале он не связывает свое будущее с духами и прочими высокими материями, вполне приземленный и трезвый молодой человек изображен, хотя и творческий. В конце его превращают в зверя и орудие возмездия, немного сдабривая это отсылками к песням и общим грустно-лирическим настроем. Нам всячески намекают, что это его решение и вообще развитие личности, все круто, но верится в это не особо. Отчасти потому что выбора у него просто нет: забить на родных и почилить в образе каменной статуи, глядя, как их насилуют и убивают – это не то чтобы выбор. Отчасти потому что во всей это экшн-адреналиновой части он не принимает сознательных решений и движется по инерции, куда его направляет мудрый шаман. И даже в этом умудряется быть не очень последовательным, потому что, когда старый Дьюла отдает за них жизнь, в надежде, что герой с товарищами успеет убежать, предупредить и собрать остальные племена, они просто стоят и смотрят, почему нет. И действительно.
Поэтому когда к нему является великий бегбарс Шарукан и вручает свой дар – это не выглядит как закономерный итог, как награда за особый способ мышления, за умение слушать птиц, не звучит как кульминация, потому что не может быть кульминации у героя, который ничего не делает, по большому-то счету, на своем пути к становлению настоящим учеником и наследником талтошей. Выглядит это как deus ex machina, чем, к моему большому сожалению, и является в пределах моего оголтелого имхо.
Но все вышесказанное, впрочем, не отменяет одного важного момента: все-таки это действительно сильный и временами практически профессиональный текст. Я готов проголосовать за него в финал, потому что состав финала в моем представлении должен быть качественным и разнообразным, а в этом тексте есть качество, и разнообразие внести он тоже вполне способен, годного этнофэнтези здесь обычно недобор. И я верю, конечно, что потом этот текст можно будет сделать более цельным, более убедительным, более продуманным. А пока спасибо за мимолетное очарование и восторг, это достаточно серьезное достижение, как по мне. И удачи, само собой.

   Сообщение № 11. 21 октября 2020 г. в 16:04, О'Росса пишет:
О'Росса ( Offline )
Странник

*
Сказитель
Сообщений: 408
профиль

Репутация: 138
Я прочитала рассказ. И мне очень понравилось. Слог, стиль, сюжет - всё отшлифовано на высшем уровне. Красиво, чарующе, затягивающе.
Чего немного не хватило - динамики. Нарастить бы чуточку темп повествования или немного сократить бытовые описания.
Еще герои. Добавить бы каждому побольше индивидуальности. Вот прямо хотелось узнать про них больше.
А в целом - супер! Жму две кнопки.

   Сообщение № 12. 3 декабря 2020 г. в 00:04, Натанариэль Лиат пишет:
Натанариэль Лиат ( Offline )
у зла нет власти

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3033
профиль

Репутация: 685
Я прочитала рассказ, и это один из моих фаворитов на данный момент. Если вообще не главный из них.
Если начинать с критики, то единственное, что меня тут тревожит - композиция. Если основной сюжет всё же про нападение другого племени, то хотелось бы, чтобы оно появилось в тексте пораньше и чуть постепеннее, что ли? Вступление до этих событий очень вкусное, без дураков, но, оглядываясь назад после прочтения рассказа целиком, я всё же ощущаю некий дисбаланс.
Про остальное...
Ну, прежде всего - этот рассказ зацепил меня за живое, и я люблю его хотя бы за одно за это. Казалось бы, тема героических мальчишек, которые не жалеют и жизни ради важного, не такая уж и новая, можно вспомнить Крапивина и ещё кого-нибудь, но блин, хорошо же. Есть в Мирко и его товарищах что-то чудесное и чистое. То, как они мигом забывают все ссоры, видя опасность для общины, то, что Балаш - не этот ваш шаблонный булли по образцу американских фильмов про школьников, а больше. И эти сцены, где они уже каменные звери. Ну, то есть, я, если честно, даже не знаю, как объяснить словами, но...
Типа, да, ждать от взрослых героев, что они вернутся защищать свою родину и после смерти - не что-то необычное для фэнтези, но блин, тут-то дети. Понятно, что в описанном обществе взрослеют сильно раньше, но они ведь даже там всё равно ещё не совсем мужчины, а уже идут - и... Не знаю, может, я считываю здесь не вполне то, что закладывал автор, но ещё и с этой пронзительной последней песней Мирко в конце - мне видится во всём этом разом какие-то безумные мужество и хрупкость. Львята в телах каменных львов.
Ведь богам, как мы поняли, всё равно. Ну и пускай.
Может, сила людей как раз в том, что им - не всё равно.

Ну и, конечно, зримая степь и её люди. Тот случай, когда колорит яркий, вкусный и погружает целиком.
А ещё герои в сюжетном "отряде" Мирко все разные и выписанные по-своему и не сливаются в сплошную безликую массовку, и это тоже дорогого стоит.

В общем. Спасибо.
Это чудесно.

   Сообщение № 13. 8 декабря 2020 г. в 15:00, Olybuy пишет:
Olybuy ( Offline )
пустота себя исчерпала

*
Сочинитель
Сообщений: 669
профиль

Репутация: 290
Рассказ прочитала!

Сеттинг, конечно, выше всех похвал. Уж не знаю, автор, сколько у вас ушло времени на его проработку, но круто, круто, ничего не скажешь. Зримо, ощутимо, красота. Мне было интересно и приятно в него погружаться.

Понравился выбор героя с мягким характером, без амбиций, хорошо прописан Мирко. Не очень поняла, зачем к Балашу присовокупили двух друзей - кажется, что для количества, роли они особой не сыграли. Но диалоги, конфликт из-за девушки - все тут хорошо.

Но все же мне показалось, что этой истории тесно в рассказе. Такая долгая сочная экспозиция, такой размеренный темп, а потом все очень быстро. В принципе, наверное оправданно с точки зрения того, что пока все хорошо - темп медленный, а как беда - скачет, как враги. Но все же этот переход дался нелегко. В какой-то момент я испугалась, что основным конфликтом будет девушка, но обошлось.

Единственное, что не понравилось мне совсем - полная неуязвимость героев в конце. Ну и вопрос, почему именно они вшестером? С Мирко понятно, а остальных - за компанию? Или они тоже владели магией? В принципе, он ведь с такой силищей и один мог всех раскидать. Ну да ладно, не в количестве суть. Просто тут градус переживания резко упал, когда стало понятно, что все - расходимся.

И ещё очень трудно было представить бегущие на четырёх ногах каменные скульптуры. Но это мое личное.

В целом рассказ понравился, но как-то больше разуму, чем сердцу. Даже кажется, что авторская техника здесь слишком много внимания на себя оттянула. А может сеттинг, хоть и прекрасный, но слишком далекий от меня. Не знаю. Прямо хочется извиниться перед автором, что не тронуло. Бывает.

В любом случае, удачи в финале, рассказ отличный!

   Сообщение № 14. 12 декабря 2020 г. в 12:26, Змей пишет:
Змей ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2335
профиль

Репутация: 1057
Я прочитал рассказ. Точнее проглотил на одном дыхании. Чесслово по пути из ванной к столу, завтракать, ухватил планшет и посмотрел что у меня сегодня по плану. И..... кофе остыл, масло растаяло. Не рассказ а какая то черная дыра с темпоральной ямой. В общем очень понравилось.
Автору большущее спасибо и удачи в борьбе за победу!

   Сообщение № 15. 13 декабря 2020 г. в 15:59, Ада пишет:
Ада ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 152
профиль

Репутация: 70
Автор, прежде чем приставать с вопросами эстафеты, складываю к вашим ногам дары читателя. Сердечное спасибо за прекрасный рассказ. Очень напомнил легенды и каменные статуи моего края.
Дежавю так и не отпустило, поэтому хочется спросить:
1. Вдохновлялись ли вы реальной историей? Есть прототипы у степного племени главного героя и их врагов?
Мне они очень напомнили родовой уклад жизни половцев (сезонное кочевание, культ предков и другое), а их враги – монголов (коренастые низкие лошади, роговые луки, кривые мечи). В нашей истории монголам всё же удалось окончательно разгромить половцев, хотя последние были отличными воинами. А ещё это был красивый народ с европеоидными чертами лица, ладными телами и не зря русские князья с удовольствием брали в жены половчанок.
И потому было отрадно прочесть альтернативную историю половцев, где они победили и духи их племени вечно охраняют степь и своих детей от врагов.
Я обманываться рада, хотя в тексте есть и тотемные столбы, и талтоши (венгерские колдуны). Но была же и частичная ассимиляция венгров с половцами. В то время степь напоминала плавильный котёл народов и племен.
2. Название племен – сагры, ятаки, вы придумали сами? Если да, то от чего отталкивались?
3. Бегбарс – на какого животного он похож в нашем мире? Сначала подумала о барсах, но они стаями не ходят.

   Сообщение № 16. 13 декабря 2020 г. в 16:28, Persian_Cat пишет:
Persian_Cat ( Offline )
Смотритель Бастилии

*
Мягкий критик
Сообщений: 7729
профиль

Репутация: 821
Добрый вечер, автор!
Мотыжник и Весёлая долго обсуждали ваш рассказ (с 52:32):

   Сообщение № 17. 15 декабря 2020 г. в 17:16, S.S. Storm пишет:
S.S. Storm ( Offline )
Мастер оф дизастер

*
Архимаг
Сообщений: 768
профиль

Репутация: 331
Я прочитал рассказ "Песня степи" и впечатлен.

Да, все хорошо. Кочевники, очень похожие на венгров времен великого переселения народов, выписаны превосходно. В быт веришь, в магию веришь, во "враги-сожгли-родную-хату" даже веришь, хоть и банальный прием, а ведь так и в истории было. В общем, это тот самый текст, автору которого советовать подтянуть матчасть не будешь. Здесь все отлично.

По персонажам чуть хуже, ибо их много, особо раскрыться никто не успевает. Есть наброски, наметки, но для раскрытия их нужен, все же больший объем, а "Песня" и так подобралась к границе допустимого. По если надумаете сделать из рассказа повесть, дорогой автор, - дерзайте, мой вам совет. Оно того стоит, и все у вас получится.

8,5/10.

   Сообщение № 18. 16 декабря 2020 г. в 02:45, Zaniraya пишет:
Zaniraya ( Offline )
Над всіх старшин найстарша правда

*
Магистр
Сообщений: 652
профиль

Репутация: 206
Не люблю, когда текст обращён не ко мне, а к абстрактному «ценителю этнофэнтези».

Вообще, «очеркизм» – штука позавчерашняя. Куда-то в ту же степь, что и святая вера в объективный реализЬм. Понятно, что кому-то такое ещё долго будет литературой отдавать (привычка-то нам свыше и пр.), но тут всё-таки надо бы пробовать рефлексировать – насколько это действительно нравится, а насколько просто нейроны работать не хотят, голосуют за «где-то видели, сойдёт». Так вот: не «где», а «когда». Позавчера.

   Сообщение № 19. 16 декабря 2020 г. в 10:44, Алексей2014 пишет:
Алексей2014 ( Offline )
ПЛАГИАТОР



Хренократ
Сообщений: 3847
профиль

Репутация: 543
Цитата(S.S. Storm)
очень похожие на венгров времен великого переселения народов
Особенно похожи имена христианского происхождения, надо думать?

   Сообщение № 20. 16 декабря 2020 г. в 11:00, Nvgl1357 пишет:
Nvgl1357 ( Offline )
Голову с плеч!

*
Поэт Слова
Сообщений: 1864
профиль

Репутация: 402
Алексей2014
А можно попросить Вас разобрать этот рассказ? Мне было бы весьма интересно узнать Ваше мнение

   Сообщение № 21. 16 декабря 2020 г. в 11:16, S.S. Storm пишет:
S.S. Storm ( Offline )
Мастер оф дизастер

*
Архимаг
Сообщений: 768
профиль

Репутация: 331
Цитата(Алексей2014)
Особенно похожи имена христианского происхождения, надо думать?


Про это умышленно не стал писать, хотя за Иштвана зацепился. Был бы хоть малейший намек на то, что мир - точно наш, а переселение народов - переселение народов и ничто иное, точно бы придрался, но этого нет, а за условно-чужой мир ругать, как мне кажется, права здесь не имею. Видно, что автор хотел показать именно что похожее, вдохновлялся, так сказать, симпатию выражал. Так-то у венгров я и наличия каменных истуканов-животных в степи не припомню пополам с барсами в роли тотемных животных)

   Сообщение № 22. 16 декабря 2020 г. в 13:00, Алексей2014 пишет:
Алексей2014 ( Offline )
ПЛАГИАТОР



Хренократ
Сообщений: 3847
профиль

Репутация: 543
Цитата(S.S. Storm)
Так-то у венгров я и наличия каменных истуканов-животных в степи не припомню пополам с барсами в роли тотемных животных
Верно. Хотя "бегбарс" вполне узнаваемый гепард - а они в Степи многими знатными людьми использовались как ловчие животные. Симпатия вещь хорошая, сам эклектику наплёл в "Воле Незримых" - тоже по Степи, только более ранней. И тоже народу "зашло", хотя мат.часть, на мой вкус, не вполне удовлетворительна.
Nvgl1357, некогда рисовать иллюстрацию, а без этого я сейчас предметно не хвалю и не критикую. Просто скажу, что впечатления, скорее, положительные.

   Сообщение № 23. 16 декабря 2020 г. в 13:13, S.S. Storm пишет:
S.S. Storm ( Offline )
Мастер оф дизастер

*
Архимаг
Сообщений: 768
профиль

Репутация: 331
Цитата(Алексей2014)
"бегбарс" вполне узнаваемый гепард


А я почему-то на леопардов подумал. Они более грозные, что ли.

   Сообщение № 24. 16 декабря 2020 г. в 14:09, Алексей2014 пишет:
Алексей2014 ( Offline )
ПЛАГИАТОР



Хренократ
Сообщений: 3847
профиль

Репутация: 543
Цитата(S.S. Storm)
А я почему-то на леопардов подумал. Они более грозные, что ли.
Объяснимо: к леопарду у нас, приматов, особый пиетет, если верить В. Дольнику (рекомендую "Непослушное дитя биосферы" - читать любопытно, и кой-какие факты использовать можно... А где-то и поспорить тянет!) Но на открытом пространстве, да стремительный бег, да прайдом - это гепарды-пардусы и есть. Написание, к слову, у Автора вполне уместное: один из вариантов "бейбарс", "байбарс", "бегбарс" - из тюркского корня "барыс". Это не режет глаз, поскольку кыпчаки рано слились с другими родоначальниками венгерского этноса. А вот Дьюла с Иштваном - это помарка в картине мира, поскольку имена относятся к эпохе христианизации мадьяр. Но это только на мой вкус.

   Сообщение № 25. 16 декабря 2020 г. в 18:03, Своя пишет:
Своя ( Offline )
Мир вам!

*
Классик
Сообщений: 3874
профиль

Репутация: 1027
Ровное, спокойное повествование экшен-сцен. Много разборок, стычек и выяснялок :%):

   Сообщение № 26. 18 декабря 2020 г. в 13:37, Dax пишет:
Dax ( Online )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 5387
профиль

Репутация: 1375
Здравствуйте, Автор. Я прочитал Ваш рассказ.
Поскольку это финал, следует отметить исключительно положительные качества рассказа.

Мощная история о перерождении тотемного божества, духа и охранителя малой родины.
Хороший язык и ровная,без разрывов подача, где все элементы рассказа тесно сплетены в единое полотно.

   Сообщение № 27. 19 декабря 2020 г. в 14:43, Аменхотеп пишет:
Аменхотеп ( Offline )
Странник

*
Посвященный
Сообщений: 62
профиль

Репутация: 44
Рассказ прочитал.

Отличный рассказ, пока первый рассказ на конкурсе, которому уверенно поставил пятёрку.

Сразу, почему-то, Олег Медведев вспоминается: "Не ссы, степняк, ты умер не зря".

Автор, похоже, действительно специалист по истории Великой Степи, решивший свои знания смешать в большом бронзовом котле с литературным талантом и приготовить тягучее, пряное, пьянящее варево. Или просто зачитывался Гумилёвым когда-то. А уж с чисто литературной точки зрения профессионализм не вызывает сомнений.

Есть мелкие огрехи, но уж придираться к ним на общем фоне совсем как-то не хочется.

Браво, автор! Пиши ещё!

   Сообщение № 28. 22 декабря 2020 г. в 02:23, Кукабара пишет:
Кукабара ( Offline )
смеющаяся птица

*
Автор
Сообщений: 1011
профиль

Репутация: 174
Здравствуйте, автор.
Рассказ прочитан. И раз тут так детально разбирают животный мир, то разберу и растительный.
Заросли камыша... частая и распространенная ошибка. Я бы сказала топ ошибка в болотной растительности.
Камыш... и многие сразу представили эдакие густые высокие заросли, которые к тому же еще и шуршат. Песню же про шумел камыш помнят, ага). Некоторые вспомнят, что у камышей такие коричневые качалочки растут.
Вообще-то камыш такое себе низенькое растеньице, примерно до пояса - но никак не до груди и уж тем более, не выше головы. Тонкие листья напоминают скорее осоку (с осокой, думаю, большинство знакомы). А то, что с высокое, с коричневыми качалками - это рогоз. Из него и плетут всякую хрень утварь - корзины, коврики и т.д.
Если читатели это поняли - Новый уровень - тростник.
Ну с этим точно уж сталкивались все, если ты не житель пустыни. Хотя и там, в оазисах...
Растение -космополит, растет и соленой и в пресной воде. В высоту может превышать два метра. На концах у него такие метелочки и он сильно шуршит. Видимо в песне поют именно про него. Из него делают крыши, заборы, шляпы пляжных зонтиков (те, что в тропиках делают из пальмовых листьев).
ХЗ, что там герой заготавливал, но точно НЕ КАМЫШ,


Добавлено через 11 мин. 5 с.

Алексей2014
Цитата
это гепарды-пардусы и есть.
ничего подобного. Пардус - это леопард, а не гепард.
Тут можно даже загуглить и далеко ходить не надо за источниками.
Тем более, что это происходит от латинского названия. Сорри. То есть латинское дано по названию животного.
У князя Свтослава было прозвище Пардус. В то время они еще водились на территории Киевской области (князя я могла и перепутать - есть такая вероятность).

   Сообщение № 29. 22 декабря 2020 г. в 04:30, Кукабара пишет:
Кукабара ( Offline )
смеющаяся птица

*
Автор
Сообщений: 1011
профиль

Репутация: 174
Общее впечатление - хороший рассказ с неожиданной развязкой, хоть и грустной, и с надеждой.

Спасибо, автор. Мне очень понравилось. Удачи.

   Сообщение № 30. 22 декабря 2020 г. в 07:58, Алексей2014 пишет:
Алексей2014 ( Offline )
ПЛАГИАТОР



Хренократ
Сообщений: 3847
профиль

Репутация: 543
Цитата(Кукабара)
ничего подобного. Пардус - это леопард, а не гепард.
Тут можно даже загуглить и далеко ходить не надо за источниками.
Тем более, что это происходит от латинского названия. Сорри. То есть латинское дано по названию животного.
У князя Свтослава было прозвище Пардус. В то время они еще водились на территории Киевской области (князя я могла и перепутать - есть такая вероятность).
Ответил на Форуме. Сие есть ошибка - см. комментарии Шарлеманя к "Слову о полку...".

1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.ru