Три ленточки Марии Тоттенрайх < Fancon.ru - форум Арт-пространство «Понедельник»


Страницы: (15)  ... ...  
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Три ленточки Марии Тоттенрайх, Дуэль №30 Hollowman vs Инкогнито (это не ник!)
   Первое сообщение.    5 июня 2020 г. в 14:41, MiaSola пишет:
Внимание, внимание, внимание!

Слушайте, читайте, удивляйтесь, ибо грядёт Дуэль, равной которой не было еще со времен основания Пролёта!

Как мы осмелились заявлять такое? Не спешите осуждать, спешите узнать!

Состязанием критиков уже не удивить почтенную публику, но если один из рыцарей снимет маску только после судилища, если само Мироздание щедро сыплет на наши головы удивительные совпадения и знаки? Никогда еще не собиралось больше трех десятков судей, да каких, сплошь и рядом громкие имена. Никогда еще имена обоих секундантов не совпадали с именем героя рассказа. Никогда еще юбилейная дуэль не проводилась по юбилейному рассказу. Как пройти мимо? Никак, почтеннейшие читатели, гости и завсегдатаи Пролёта.

Наполняйте кубки, дамы и господа, мы начинаем!

Присоединённое изображение

Мир, перемолотый жерновами Искажений, никогда не станет прежним. Здесь люди уже не люди, а чьи–то игрушки с запасными частями. Ничего первозданного не сохранилось. Кроме чувств. Страх, гнев, ненависть и… конечно, любовь.

"Три ленточки Марии Тоттенрайх" авторства Somesin были представлены на Весеннем Пролёте 2015 года. Это яркий, интересный, но непростой рассказ. Каждый читатель находит в нём своё, но не каждый в силах разобрать историю на запчасти, понять, а главное, донести до других, почему остаётся вкус крови на губах и головокружение от прочитанного.
Но есть, есть люди на Пролёте, которые бросают на алтарь критики самое ценное – время и знания! Вдумчивые, обстоятельные, и в то же время страстные и стремительные в своих пламенных речах.
И вот, сошлись, схлестнулись двое над рассказом, как Бог и Дьявол в битве за человеческую душу.

С гордостью и благоговением представляем вам сегодняшних дуэлянтов:

Hollowman – совершенное творение, киборг от литературы, ворвавшийся на Пролёт с Открытого Конкурса научной фантастики, где оставил неизгладимый плазменный след своих обстоятельных, умных, развёрнутых и честных отзывов на все, вы представьте только, на все рассказы полуфинала! Достойный победитель состязания критиков ОК, его внимания хотел каждый участник конкурса! Острый глаз, острый ум, острый клинок, способный отсечь всё лишнее, и полулишнее, и четвертьлишнее. После разборов Hollowman не нужен редактор, нужен корвалол. Или виски.

Личность второго дуэлянта временно останется тайной. Кто он, этот Человек Икс в доспехах чернее беззвездной ночи? Темный рыцарь или прекрасная незнакомка? Опытный боец или талантливый дебютант?
Возможно, это вы? Или я? В этом поединке может случиться все, что угодно.
Как бы там ни было, обещаем одно – и его перо остро заточено, оно готово резать и кромсать, казнить и миловать, но главное для нашего загадочного метателя ножей – докопаться до истины, освободить её от цепей и мусора лишних слов. Компромисс не для него, он не торговец, он гроза графоманов!

Секунданты под стать своим героям: человек–формула любви MiaSola и очаровательная Masha Rendering

А судьи кто, спросите вы, уважаемые дамы и господа?
Смотрите, удивляйтесь и не сбейтесь со счета!

Аронис
Астра Ситара
Aseneth
Aster
Aeriel
bsv
Big Fish
Бледная Тень
Весёлая
Вито Хельгвар
Волче
cat-walking-alone
Dax
Deacon
Джени
Дон Алькон
Eric
Елена Таволга
Змей
Iris
Ирбис
Крошка Элли
Largo Von Decken
Лютеция
M.V.Lebowski
Мерей
Мурашка
Njarla Txotep
Nikless
Ngvl1357
Орлофский
пилигрим
Промокашка
Persian_Cat
Shadowdancerrr!
WoodNight
Эльвира Мандра
Яблоко Раздора

И это еще не все! Возможно, список увеличится :cool:


Условия дуэли:
Критический отзыв пишется до 15 июня.
Судьи выносят вердикт до 18 июня
Подведение итогов – 19 июня


ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Для удобства судей и читателей вот ссылки на отзывы:

Смелый критик
Смелый критик еще один

ИТОГИ ДУЭЛИ

25:9 в пользу Hollowman

А вот как распределились голоса по судьям:

За Hollowman отдали голоса: Аронис, Aeriel, Бледная Тень, Dax, Мерей, Мурашка, Njarla Txotep, пилигрим, Промокашка, Ирбис, Джени, Орлофский, Эльвира Мандра, Крошка Элли, Яблоко Раздора, Астра Ситара, Iris, M.V.Lebowski, Nikless, Big Fish, Eric, bsv, Елена Таволга, Вито Хельгвар, cat-walking-alone

За Мисс Икс голосовали: Волче, Дон Алькон, Змей, Ngvl1357, Persian_Cat, Aseneth, Shadowdancerrr!, Deacon

Победила дружба у Весёлой и Aster

Отзывы судей в теме.


   Сообщение № 121. 8 июня 2020 г. в 15:56, Мерей пишет:
Мерей ( Offline )
Дядюшка Голый, Разносчик Талисман Флуда, Трактирщик

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4945
профиль

Репутация: 441
Цитата(MiaSola)
Эй, гаспадинхороший! Ты чегойта раньше времени всю малину баламутишь???

Эх, спалили контору...

   Сообщение № 122. 8 июня 2020 г. в 16:22, MiaSola пишет:
MiaSola ( Offline )
Творец-вытворец

*
Автор
Сообщений: 1457
профиль

Репутация: 456
Цитата(Мерей)
Эх, спалили контору...

Терпение - добродетель :pray: :pray: :pray:

   Сообщение № 123. 9 июня 2020 г. в 03:01, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9271
профиль

Репутация: 566
Цитата(MiaSola)
Терпение - добродетель

во-во. Пока сатори не придет - с места не сдвинусь.

   Сообщение № 124. 9 июня 2020 г. в 11:26, MiaSola пишет:
MiaSola ( Offline )
Творец-вытворец

*
Автор
Сообщений: 1457
профиль

Репутация: 456
Цитата(Aeirel)
во-во. Пока сатори не придет - с места не сдвинусь.

ну, зачем сразу ругаться по-джапански? ))
Можно просто подождать 6 дней и ура, запуск тотализатора )

   Сообщение № 125. 9 июня 2020 г. в 19:50, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9271
профиль

Репутация: 566
MiaSola посвящу это время медитации.

   Сообщение № 126. 9 июня 2020 г. в 20:43, MiaSola пишет:
MiaSola ( Offline )
Творец-вытворец

*
Автор
Сообщений: 1457
профиль

Репутация: 456
Aeirel
Да пребудет с тобой, и со всеми уважаемыми судьями Сила!

   Сообщение № 127. 10 июня 2020 г. в 02:55, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9271
профиль

Репутация: 566
MiaSola да пребудет, а теперь покажите мне пупок посимпатичнее и я начну.

   Сообщение № 128. 15 июня 2020 г. в 00:27, MiaSola пишет:
MiaSola ( Offline )
Творец-вытворец

*
Автор
Сообщений: 1457
профиль

Репутация: 456
Та-дааааам-с!
Уже целых двадцать семь минут пятнадцатое число по Мск. А это значит, что сегодня мы наконец увидим критические отзывы наших дуэлянтов!
Запасаемся попкорном, кофе, коньяком и чем-нить успокоительным для непьющих ::D: ::D: ::D:

   Сообщение № 129. 15 июня 2020 г. в 01:31, Aeirel пишет:
Aeirel ( Offline )
Король ящериц

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9271
профиль

Репутация: 566
MiaSola я извиняюсь, а когда можно выходить из состояния медитации?

   Сообщение № 130. 15 июня 2020 г. в 05:39, Лютеция пишет:
Лютеция ( Offline )
пум

*
Милашка
Сообщений: 8062
профиль

Репутация: 1433
А чего сидеть-то там?
Выползай на солнышко.
Давай буянить и требовать от секунданток стриптиза. :%):

   Сообщение № 131. 15 июня 2020 г. в 09:26, Лютеция пишет:
Лютеция ( Offline )
пум

*
Милашка
Сообщений: 8062
профиль

Репутация: 1433
Ну где уже?! Где?!!
Свернутый текст

Присоединённое изображение


Добавлено через 45 с.

Не вынуждайте девушек ножки у стульев грызть!!!

   Сообщение № 132. 15 июня 2020 г. в 10:44, Masha Rendering пишет:
Masha Rendering ( Offline )
Дымная фея

*
Гипножаба
Сообщений: 3369
профиль

Репутация: 782
Лютеция
Сча-сча! Почти
Присоединённое изображение
Оставайтесь на своих диванахместах! Скоро все будет!
П.С. Для особо требовательных и нетерпеливых
Свернутый текст
Присоединённое изображение

   Сообщение № 133. 15 июня 2020 г. в 10:56, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 7096
профиль

Репутация: 1283
Цитата(Лютеция)
Давай буянить и требовать от секунданток стриптиза. :%):

*показывает буянящую синусоиду*

   Сообщение № 134. 15 июня 2020 г. в 11:02, Ирбис пишет:
Ирбис ( Offline )
Ветер в крылья

*
Архонт
Сообщений: 1675
профиль

Репутация: 333
Нечего показать, но тоже жду. :cool:

   Сообщение № 135. 15 июня 2020 г. в 11:44, MiaSola пишет:
MiaSola ( Offline )
Творец-вытворец

*
Автор
Сообщений: 1457
профиль

Репутация: 456
Обратный отсчёт пошел! В 12 по Мск наливайте кофе, насыпайте попкорн ))

   Сообщение № 136. 15 июня 2020 г. в 12:01, MiaSola пишет:
Итак, звонкий гонг замирает, тонко вибрируя на последних секундах...
Критический отзыв Hollowman перед вами, дамы и господа!
Вчитывайтесь внимательно, ибо не только судьям, но и всем добрым (и не очень добрым) людям (и не очень людям) захочется сделать выводы.

***
Свернутый текст
В этих отрывках нас два героя,
Незнакомых между собой.
Но общее что-то такое
Есть между ним и мной.

И — простите, читатель, заранее:
Когда мы встречаемся в песий час,
Всё кажется — для компании
Третьего не хватает — вас.
(В. Ходасевич)


Прошёл путь вместе с героями.
Рад случаю, что встретил их. Пролёт большой.
Рассказ о Марии Тотеннрайх /перевел как Мария из мертвого царства/– понравился. Очень. Поэтому было трудно подобрать интонацию. А ведь это главное – найти интонацию, прежде чем начнешь что-то писать. Хотелось глаголы суше, да прилагательные сдержаннее, но… прорывалось.

Кстати – об интонации. Очень подкупила музыкальность стиля. Слог звучал мелодичным сопровождением к эпизодам. Тональность различна в зависимости от содержания. Не знаю, интуитивно или намерено «озвучен» слог, но это сильно. В комментариях встречал «автор к концу стал писать проще». Нет. Это переливы.
А главное, стиль живой, характерный – с оригинальными, точными метафорами, сравнениями. В нём есть самобытность. Это дорогого стоит. Ещё отметил, что при красочности стиля нет избыточной «красивости». И хотя кое-где хотелось «оторвать» лишнее прилагательное, но всё же слог легкий, летящий – не сахарная вата, не затканная сплошь золотом парча.

Любопытно, что больше всего голосов по тегам: «Мечи и магия (классическое фэнтези)», «Темное фэнтези».
Т.е. магия, боёвка и т.д. Когда на самом деле – здесь явный миф, легенда и как мне кажется, самый верный тег в таблице – «сказки». Жаль, что тогда не было тегов – миф в широком смысле (без привязки к национальному колориту), притча.
Возьмем сюжет – основная линия Путь героя. Простая формула: Призыв – Посвящение – Возвращение Героя.
Здесь даже не крошки разбросаны по тексту, а вбиты таблички – отбивками фраз в конце эпизодов.

И все возможно, все понятно, все хорошо.
Словно и любовь, и небо, и дом только приснились ей.
Дорога едва заметно дохнула серой весенней пылью – будто подмигнула. Или позвала.
– Теть, – сказала она вдруг, – а можно мне научиться стрелять?
Так Мария обрела полное имя. Тоттенрайх.
И позже, когда ее уже не стало, – осталось проклятие. И ленточка на жизнь.
Мария Тоттенрайх возвращается домой.


Есть божество – лоссолк. Есть мудрый наставник – Тетушка. И чудовище – Граф.
И ленточки… красиво, умно обыграны ленточки.
Потеряна первая – на удачу. Слом привычной жизни. Героиня теряет любимого, дом.
Затем потеряна вторая – на любовь. Отсекается личное. Образ героя кристаллизуется.
И последняя – на жизнь. Возрождение через смерть. Таинство расчленения. Живая и мертвая вода, скальпели.

Что интересно, здесь призыв поневоле – героиню на дорогу выбрасывают обстоятельства. В то же время, уже в прологе, а затем далее по тексту идёт явная избранность. Это и умение видеть сердцем, и сны, которые могут менять реальность, будущее, а главное, что сыграет позже – самость.
Вопреки запретам решила завести ребенка. Не серийная. Если честно, так до конца и не понял, какой смысл вложен в это слово в реалиях Замка.
И тут же – игрушка, «кукла бессмысленная», т.е. самый низ в иерархии Мертвого царства, что ювелирно играет на архетип народного героя.

Когда для общего спасенья
Рок только жертвы чистой ждет,
Господь ту жертву искупленья
Из темных масс всегда берет…
(П.Ж. Беранже)


Когда читал, видел тщательную работу с формой. Поначалу, на мой вкус, слишком скрупулёзную и как бы в ущерб художественности. Т.е. конструкция явно проглядывалась. Что-то вроде изделий постмодерна, когда видны стыки и можно увидеть, как плотник собирал стул, строитель – здание.
Все эпизоды композиции словно взвешены на аптекарских весах.
Но чем дальше читал-отходил… Не знаю в чём магия, для меня так и осталось загадкой – где – железная конструкция превратилась в Эйфелеву башню.

Конструкция удивительно воздушна, прозрачна, объёмна – читательскому воображению в ней свободно. Мир прорисован легкими штрихами, кому-то не хватило подробностей – но зачем они? Ведь мир работает на идею – он метафоричен – мир Искажений. Здесь много аллюзий, ассоциаций. Искажения вещей, смыслов.

1. Что такое человечность? Внешность или душа? Кто человек, кто монстр? Смыслы слов в этом мире искажены.

2. Что такое настоящая любовь? Умение видеть сердцем? Даже если ты игрушка и монстр. Или тираническая, рациональная, эгоистичная любовь Хозяина? Тихая и жертвенная Тетушки? Любовь без греха и стыда, естественная как дыхание.

3. Это и метафора истории человечества, пережившего несколько Искажений. Где-то шли волна за волной, где-то задевали краем. «Не дай бог жить в эпоху перемен». На сломе технологий, социума, политических систем и т.д.

Первые ассоциации /заданные рассказом/, конечно с революциями, переворотами. К примеру, у меня отголоском звучало страстное и горькое Бунина в «Окаянных днях» – старый мир разрушен, в новом многие искажены изнутри, а «монстров» не считают за людей. А, впрочем, ассоциаций множество. У всякого поколения свои Искажения.

– Да. У каждого Замка был хозяин, но поскольку большинство убежищ сделаны были большими, даже огромными, то туда успели сбежать множество народу. В большинстве, конечно, уже искаженных – просто изнутри. Тех, кто был… как я – тех отгоняли стрелами и огнем, поскольку и за людей уже не держали. После Девятнадцатого прежних городов и сел просто не осталось, а искаженной сделалась вся Земля, кроме Замков. Люди – да, люди выжили и научились жить по-новому

Искаженные изнутри, хотя и сохранившие привычный облик… Сколько было таких искаженных… сколько их сейчас. Сколько сделано игрушек из живых людей

– Делали из них новых чудовищ, – кивнула та, – ну, потом – и новых людей, во всем похожих на прежних, неискаженных, но по сути – дурацких игрушек, сделанных из живых и настоящих людей. И чем больше мы оправлялись от Искажения, тем больше нас забирали в Замки. Со временем Хозяева стали делать игрушки для игрушек: жен своим кузнецам и воинам, например… поселян для новых слобод и весей.

Мир не более чем декорация, чтобы раскрыть тему, идеи. Поставь на сцене дерево – воображение зрителя нарисует лес. Если бы автор ударился в излишние подробности мира, то нарушил гармонию рассказа. Это потеря меры, уход в частности, многословие «темноты мысли».

Для этого рассказа мир подан идеально. Всего в меру. Конечно, мир чудный – вплавляет в себя, затягивает и хочется узнать больше, но для этого нужен цикл рассказов, новелл. Где герои прошлых историй всплывали бы в легендах, семейных сагах, хрониках мира.
Люблю прием недосказанности. Именно благодаря ему – оставленным пустотам – рассказ наполняется воздухом. Воображению есть чем дышать.

Тот же приём в описании персонажей. Встречал подобное у Сэлинджера и др. При детальном описании обстановки, окружения героев, их моторики, мыслей, поступков – внешность подробно не описывается. Несколько скупых штрихов – серые глаза, стройное, гибкое тело, семнадцать лет, русая коса. Опять свобода подсознанию читателя – заполняй форму. Со мной это сработало. Герои перед глазами, как живые. Также это работает на архетип героев, мифологичность. Включает ассоциации и имя Финист – создает видимый образ. Отсылкой к культурному коду читателя.

Пара слов об антагонисте.
Граф – четкий портрет тирана. Монстра. Рационального безумца, подгоняющего реальность под желаемое, вымышленное. Жутко слушать – что он говорит, и как.
Я внушаю любовь всему, что рождается под сенью Замка – или внутри его стен, или же в пределах подвластных земель. Я и есть любовь!...
Ты даришь жизнь и даришь уют, и тепло, и свет… И счастье учишься ты дарить тем, кого создаешь на смену ушедшим. И смерть приносить в урочный час, и сменять ее новой жизнью. Я! Я есть любовь!

Уже, как читатель, зная - каково подданным под сенью его «любви»

– Беги, – сказал кто-то за спиной Марии, – быстро беги отсюда, девка. На что мы – игрушки графу бездельные, а уж вас, игрушек, для нас собранных, и вовсе никому не жаль. Беги!

И, конечно, сквозь одержимость, искреннюю уверенность в своей правоте – не пробиться. Идеальное безумие – хранит хозяина от саморазрушения.
Он посмотрел на плевок, вздернув бровь – и Замок ворохнулся, и пятнышка не стало.
Но это чушь, конечно же, – заключил граф Облаков, – потому что снаружи остались лишь звери и чудовища.


Иронично, когда чудовище видит чудовищ в других. Всё относительно и всё искажено.
Иронично, когда граф равняет телесное и душевное /тем не менее считая себя умным, а Марию – глупой игрушкой/.
… впился долгим, сильным, терзающим поцелуем...
Нет, девочка, – спокойно сказал граф, вдруг отстранившись от задышавшей часто и тяжело Марии, – это что ты знаешь о любви?


Вот только реальность всё же догонит. Проклятьем (как тут не вспомнить магистра тамплиеров)/ – «длинный тонкий клинок входит под лопатку».

Объем и смысловая плотность рассказа. Здесь как ленточки переплетены тематические, идейные, событийные линии. Есть философия, тема любови, смерти, есть выморочно-страшный, странный и захватывающий мир, социология, психология.
Финал четко подводит черту на идейном уровне – «смертью смерть поправ».

1. Смерть героя рушит старое, прогнившее, «мертвое царство»
2. Народный герой не умирает.
Головы моей нету, правда,
Всего лишнего я лишена,
Слезли платья, рубашка и грудь,
Но когда я пылинкою стану —
Вот тогда моя явится суть.
(Е. Шварц)


Граф спит беспокойно. Словно тяжелая волна, поднимается из недр земли новое Искажение в этом сне – Искажение, сильнее всего, что видел мир. Один за другим взламывает оно Замки, а в Облачных Землях при приближении беды пропадают почерневшие куски тела зазнавшейся кочевницы. Где она, тревожится граф во сне, ее нельзя упускать из виду…

Почему тяжело поверить в смерть героя? Почему так живучи версии, да хотя бы с Жанной д'Арк, что она не погибла – спаслась? Не потому ли, что герой воплощает в себе веру каждого – он воплощение идеи? И поэтому перерастает телесное, переходит в метафизическое. Возрождение.
Что автор блестяще показал в сцене, когда несут куски, а в операционной уже блестят скальпели и т.д.
Эта сильная метафора – герой не умирает, пока в сердцах народа живут «куски» веры в идею. Герой - наэлектризованная пылинка, собирающая валы.

3. любовь проходит испытание смертью – «настоящая любовь не умирает».
Сон, полный слов, серых маков и предгрозового рассвета, блуждает по венам Финиста. Ты мои крылья, ты мой ветер, ты сила моя и сердце, женским голосом шепчут маки и травы ласково льнут к рукам.

Это сработало – обилие смыслов. Глубина, сложность. И поэтому, после прочтения, с удивлением смотришь на кол-во знаков. Всего-то?

Правда, в последнем сне Марии две линии не дополняли одна другую, а связались в узел. И распутать его так и не смог. Торчит в сознании смысловой занозой. Мучит досадой читателя – не понял, что хотел сказать автор. Ведь рассказ писался вдумчиво – ни одной лишней сцены. А здесь – захотелось убрать её или сместить акцент.

Зачем выбор между мужем и сыном во сне? Она выпала для меня из контекста, противореча, а не дополняя эпизод в реальности, где: «Что я собралась делать, подумала Мария, боги, дайте мне разума…».

Где сюжет возвышается до трагедии, библейского спасения мира через жертвоприношение. Где сталкиваются две ипостаси героини – избранность в пантеон богов-спасителей мира и личное-человеческое. Где мифологическая избранность «Тотеннрайх» – непосильный груз на плечах маленькой женщины из плоти и крови, который и раздавит её первую ипостась – просто Мария. /похоже на выбор без выбора героини из фильма «Комиссар»/. И финал подводит черту - «Следом за нею идет ее народ, и мир изменяется снова».
Так при чём здесь выбор между личным женским счастьем и личным же – материнским?

Я бы понял, если бы лоссолк показал ей гибель при штурме. А она всё равно – выбрала идти до конца. Потому что уже не могла свернуть с пути – «… оказалась на тропинке, стиснутой скальными стенами. Ни развернуться, ни вдохнуть полной грудью».
Ведь трагедия в том, что выбора-развилки уже нет. Есть только дорога Тотеннрайх - той, что может открыть двери Мертвого царства. Нить Ариадны, прокладывающая путь к Минотавру.
Ее, выросшую в Замке, бывшую для Замка своей, способную открыть ворота остальным, никто и не спрашивал, хочет ли она великой чести вести кочевых к победе над сшитыми людьми.
Нельзя, чтобы Тетка погибла зря, – и весь сказ.

Была мысль, что автор хотел чуть уравновесить весы выбора во сне. Ребенок – любимый муж. Мимолетная слабость любящей женщины толкнула весы. Случайность. Словно, это более органично, психологически оправдано, чем выбор – её жизнь (и не родившегося ребенка) и путь Тотеннрайх. Но повторюсь, в том-то и трагедия – выбора у неё уже не было. Она уже не та Мария, которой «все понятно, все хорошо», она изменилась, прошла инициацию правдой о мертвом царстве, сшитых людях /посвятили лоссолк, Тетушка/, её стошнило старым. Она вступила на путь Тоттенрайх, когда «выплюнула» секретарю графа «сжигавшие изнутри Замковые слова: – И сделай милость, выметайся уже. Ваши беды – не моя забота; поищите трупов на жальниках!» и вслед послала стрелу. Она не одна, за ней – кочевые, она не может свернуть с пути.

Впрочем, это мерцание смысла и сама линия снов – отдельное очарование. Потому смирился – пусть остается загадкой. Захоти автор пояснить /что вряд ли, но всё же)/ – заткнул бы уши. Здесь сны – подсознание героев и в то же время – мостик в другой мир, к изначальному, где живут боги, играя судьбами людей, миром.
Сны могут менять реальность. Это глубинное, иррациональное живет по сей день в обычаях – не рассказывать плохие сны, а то вдруг сбудутся. Как в тексте:
Но рассказать о сне Мария не решилась. Подумала: пусть мечется, черный и недобрый, внутри нее, пусть сдыхает без света, без воздуха, без тепла дыхания. Пусть не рождается и не сбывается
.
И грядущая беда – в вещих снах. И распутье выбора. И фатальность ошибок
– Посмотри, – сказала она Финисту, и поняла, что не должна была говорить, что сон держался на молчании и на любви, и на обещаниях, которые они давали друг другу каждый день. Без молчания все треснуло – незаметно, но безвозвратно.

Пожалуй, на этом закончу. Искази меня Господь – и так злоупотребил временем тех, кто будет читать.

И всё-таки, не удержусь и скажу под занавес коротко о финале. У меня двойственное чувство. Не всегда оправдана отбивка идеи конечной финальной фразой. Иногда, это чуть выхолащивает, спрямляет сюжет. Заостряет внимание на одной идее – указательным пальцем читателю. Хорошо, когда в рассказе она одна. А если нет? Уж в этом-то рассказе точно не одна. Хотелось минорней, не так торжественно и прямо – мягче. Убрать прожектор – «Следом за нею идет её народ, и мир меняется снова».

Впрочем, это я вредничаю /старею, наверное)/. Всё больше притягивают открытые или чуть недоговоренные финалы.
Но и здесь финал сыграл хорошо. Путь обратился в кольцо. И в то же время, новым витком спирали – в будущее, новый мир.

Настоящая любовь не умирает, гласят узоры созвездий...
Финист долго, очень долго смотрит на высушенную, сморщенную плоть, потом сжимает кулак и кивает.
Мария Тоттенрайх возвращается домой.
Следом за нею идет ее народ, и мир изменяется снова.






Голосовать ЗА отзыв Hollowman (открыто до 17 июня 2020 23:59)   
голосование



   Сообщение № 137. 15 июня 2020 г. в 12:04, Masha Rendering пишет:
Итак, представляю вашему вниманию критический отзыв Господина Инкогнито. Прошу любить и жаловать!
Ваш выход, Мистер ИКС!


Свернутый текст

Начну с очень полезного совета, никакого отношения к рассказу не имеющего.

Если тебя поймали спросонок и позвали на дуэль, беги. Или срочно делай вид, что умер, примерно три года назад. «Никто нет дома», вот это был бы правильный ответ на письмо с призывом на эту дуэль.

Но меня застали сонную, умиротворённую, мозг не работал. Тело без мозга, пожало плечиками, и натыкало: «Да, конечно»! И действительно, а что такого? Подумаешь написать критику на рассказ. Его и читать не надо, ибо читано-перечитано. Даже не так. Прожито! С рассказом. Да ты не думаешь о нём каждый день, но в подкорке есть кнопка быстрого набора, которая выкидывает тебя на крышу рядом с Марией. Поучиться летать! И кнопка не одна. Да и не кнопки это вовсе – бомбочки разбросанные по извилинам.

Бах! И ты отбыл в мир иной.

Ангелы, демоны? Шиш! Тебя обманывали!

Псоглавые воины и ночной морок, летучие графские лейтенанты и лоссолк, урсолаки и живая кукла. Ни одной сковородки нет в этом аду. Only хирургические столы. И не огонь пожирает тебя, а искажение, а усердные врачи из замка, пытаются найти в тебе человека.

Странно, скажешь ты, искать человеческое в человеке с помощью ножа. А что делать, если мир позабыл, что такое есть человек.

А ты сам то помнишь? Не зря ж туда угодил.


Потом мозг очнулся и тут до меня дошло, на что я подписалась. Что тут началось!.. Тряхнуло знатно. Но об этом не будем, как и о приступах малодушия и попытках его оправдать. Стало понятно одно, писать критику на этот рассказ – писать чистосердечное на Страшный суд.

Поэтому критики не будет, хотя это дуэль критиков.

Я предупредила.

Что будет? Чтобы понять, пришлось побыть человеком-луковкой, поснимать с себя шкурки и даже поплакать. Чтобы потом сказать себе.

«Святые ёжики! Я не знаю! Да и не хочу знать!»

Да книгу, как и будильник, можно разобрать, потом собрать. Но всегда ли оно нужно? Да и захочет ли будильник работать после того, как его лишили тайны?


Я просто вспомню, как было в дни оные, когда «Ленточки» прибило к нашему порогу.

Было тогда дождевое настроение. Выбралось оно из другого рассказа, протащило нас сквозь всякое и выбросило возле ноута. В обнимку с бутылкой шампанского и спорами какое кино смотреть. Они очень логично закончились тем, что мы уселись читать рассказы.

Один, второй… энный, в таком состоянии не особо важно, что читать, гораздо важнее слушать. Если быть честным, то слышишь ты вовсе не то, что написано на белых вордовских полях, а… а вот не скажу! Надо попробовать, чтобы понять.


Ты случаешь и тебе бездумно и хорошо, пока не попадётся рассказ, который заставит тебя приоткрыть глаз и сказать.

– Стоп, стоп! Давай, всё сначала.

Долго выдержать не получается. Ты отодвигаешь ноут и садишься рядом, чтобы проследить глазами за каждым словом.

Потом вы сидите рядом, вам тепло друг от друга, вы дышите одним воздухом, вы чувствуете аромат пачулей, сандала, иланг-иланга и чего там ещё запихивают в духи, но душу у вас украли и закинули… Надо ещё разбираться, куда закинули.

– Как тебе?

Хороший вопрос – на него ты не сможешь найти ответ и три года спустя после того, первого раза – он рухнет между вами. И надо отвечать, чтобы несказанные слова не проросли во всякую бяку.

А действительно, как оно мне?

А оно всегда по-разному. Слишком много эмоций, зачастую полностью противоположных, чтобы понимать. Тогда – почему? Почему вот так.


Первое впечатление – героиня кукла. Стандартная не очень умная и не очень блещущая способностями героиня из произведений, которые почему-то считают лирическими. Может только любить – ни на что другое мозгов ей не положили.

Но уже с этого впечатления начинаются странности. Героиня ведь действительно кукла. Идеальная кукла из магазина для взрослых. А что – любит, вопросов не задаёт, ждёт, когда прикажут. Причём ждёт – это буквально. Где оставили, там и ждёт, боится даже присесть.

Хорошая кукла.

Они там, искази их Господь, научились очень здорово делать франкенштейнов. Даже серийное производство наладили. Расчленяешь одних, собираешь других. Деталей не хватило? Сгонял в степь, поймал пару-тройку аборигенов – вот и детальки. Не мир, а мечта трансплантолога. Марье не повезло немного, она «несерийная». А раз несерийная, то не очень нужная. Куколка для солдата нужна, только пока она нужна солдату. А потом – давай, пока.

В чём же несерийность Марии?

В том, что забыла она или не знала, что она всего лишь кукла. Кукла с самого начала думала, что она человек. И вела себя как человек, пусть не очень умный, пусть и умудряющийся не видеть ничего вокруг. Жить в мире, который постоянно меняется и ничего о нём не знать, это ещё надо умудриться.

Сколько у меня к ней было вопросов? Не перечесть! И главное очень хотелось спросить, как же могла она так жить и совсем ничего не знать и не замечать.

Самый большой вопрос, как же Машенька не заметила, пока они летали, что мир-то не совсем розовый? Понятно, что не смотрела, но хотя бы чуточку. Ведь до табора голодная и холодная, плюс беременная женщина, пусть и семнадцати лет отроду, дошла довольно быстро. А значит, все эти искажённые были где-то рядом.

И в Замке есть кухня – зачем спрашивается волшебному замку кухня, он же всё сам умеет – откуда по замку распространяются новости. Если Маша про кухню знает, значит и знает тех, кто там обитает, да и лазаретных она видела раньше, значит, в изоляции не сидела, общалась. Но вот всё что связано со знанием мира вокруг, до возникновения Маши в рассказе, осталась чистым листом, хотя про то, что воины соседа убивают стариков и детей она в курсе.

Я честно пыталась понять, как она так умудрилась.

И снова про Марию. Я пытаюсь понять, как она не видела ничего и не знала про мир до момента, когда её туда вышвырнули. В принципе, сочетание полной амнезии на события «до» и отсутствие попыток понять, почему ничего, о многом говорит. И неприметливость туда вполне вписывается.


И, конечно же, не понимала.

Я думала о том, зачем автору такая героиня. О том, что это противно выбирать таких героинь. Ведь так легко заставлять бедных тупеньких куколок делать то, что тебе надо, и никто не будет задавать вопросов. Потому что она же ведь не умна, какой спрос с такой героини?

Я думала, насколько это осознанно – такой вот выбор? Получалось – осознанно. Поэтому злилась.

Не люблю я, когда героинь делают вот такими, потому что любой человек, это о-го-го сколько всего и всякого. Но почему-то героинь-девчонок любят превращать вот в таких вот зомби с одной извилиной и одной мыслью любить-любить-любить. По сути, опуская человека до уровня животного, делая из неё самку, готовую к размножению в любое время суток и года.


И вот я пыталась понять – ну зачем? На самом деле там было очень много нецензурных слов. Но были или более-менее попытки разобраться.

Но лично мне очень не хватает. Нет, не флешбеков в кукольное прошлое, а осознания куклой, что она действительно кукла. Что она создана и до Финиста не было ничего. Или хотя бы намёков на то, что было, если оно было.

Я хоть и поняла, что ничего там не было, но очень нагло хочу, чтобы и героиня это поняла. Как она поняла про Финиста и про то, что лицо его может ещё повстречать. Хорошо ведь получилось. Узнала – ни паники, ни истерики, ни рефлексии на полторы алки, просто решение научиться стрелять. Что-то подобное в осознании самой себя Машеньке не помешало бы. И сделало бы её объёмнее. Хотя это не значит, что и в существующем виде образ недостаточно хорош.

Просто когда всё хорошо, хочется, чтобы было совсем отлично, чтобы кукла стала человеком и не просто, а человеком думающим. Хотя бы себя.

Потому что в рассказе, где говорят вот так:

«Если бы все это не длилось так долго, – сказал он наконец, – я даже мог бы подумать, что снаружи умерли не все люди. Или – что умерли не до конца».

Нужно… нет даже должно, чтобы герои были людьми.

И злилась. Потому что, мне казалось, что человечности Марье не доложили. Так и оставили её тупой куклой, которая прошла через весь рассказ, но так ничего и не поняла. Так и умудрилась остаться куклой, несмотря на то, что узнала, что поняла и на что решилась. Очень сильно злилась, надо сказать. Но потом прошло. Я расскажу почему, но чуть позже.



Смысла рассказывать и рассуждать о том, что было в рассказе между тем, как Марию выгнали за ворота замка, и как она вернулась, я не вижу.

Нет, на самом деле там целый мир, и в нём много интересного. Там о том, как Мария узнала про мир и о том, какой он этот мир, о том, как много она нашла и потеряла. Но для меня все эти вопросы и ответы не так важны, как героиня. Потому что если у меня нет взаимопонимания с героями, то и всё остальное на меня оказывает только отвращающее действие. Поэтому, я буду о самом важном для меня. А в остальном?.. Придётся положиться на то, что рассмотрит моя дуэльная половина.

Единственное, что спрошу, потому что действительно это меня поцарапало, когда я узнала про чудеса трансплантологии. А почему Марию просто выгнали, а не попытались переделать? На органы пустить или перепрошить хотя бы? Ведь они могли собрать из неё что-то более полезное. А не стали. Обитателей Замка переделывать нельзя? Почему же за воротами Замка думают, что можно? Ведь не зря же Тётка Марью про Финиста предупреждала?

Особо глубоко я над этим вопросом не задумывалась. Потому что при попытках вопросов получается ещё и ещё. Но вот этот момент мне действительно хотелось бы понять. Зная автора догадываюсь, что он скажет, что всё что непонятно из рассказа, объяснять бессмысленно. Но я так не считаю. Я считаю, что объяснять есть смысл всегда, пока смерть не разлучит нас. А так… Сколько людей развелись из-за того, что чего ей или ему объяснять, раз он или она не понимают? А ведь можно было просто поговорить. Но лень человеческая любит находить бездействию оправдания.

Да, я допускаю, что я просто, ещё не дошла. Потому что к пониманию Марии с сопутствующим феноменом тупой и слепоглухонемой героини, которая при этом меняет мир, идти было долго и сложно.

И признаться, я не сама к нему пришла, на понимание меня натолкнули. Произошло это далеко не сразу. Но всему своё время. И время каждой вещи на земле. И пониманию тоже.


Забавно, как складываются в голове, паззлы из прочитанного. Вот ты читаешь совершенно разные рассказы в разное время, в разное настроение, в разное понимание. А потом они – бах! – и соединяются вместе. Куски, вырезанные разными людьми по разным лекалам и получается… Нет, не картина, картина она плоская, а тут объёмное представление – и об этих частях и о мире в целом, причём о мире не только внутри, но и снаружи.


Это был другой рассказ, к сожалению, этих писем у меня не сохранилось, и разговор о том, что веру героя нельзя так просто отменить, как и океан. Да его можно вычерпать, да в него можно уронить метеорит, да воду океана можно кристаллизовать и превратить во что-то абсолютно другое, но в любом случае она не исчезнет бесследно. Даже если океан просто испарится в одночасье, на его месте останется суша, которой до этого не было видно.

Вот тогда меня и озарило, как же Марье всё-таки удалось, и для чего ленточки в рассказе. Внезапно, я поняла в чём отличие куклы от всех остальных кукол, живущих в замке. У куклы было то, чего не было у остальных. Кукла верила.

Граф, который создал чудесный замок, способный противостоять искажению, который научился лепить людей по образу и подобию своему, который умеет даже внушать любовь, не верил. А вот кукла… Кукла верила.

Пусть кукла глупа, не склонна к анализу и не очень наблюдательна, кукла-то умеет то, что в этом мире разучились. Кукла умеет верить.

В любовь. В жизнь. В победу.

Хотя все до единой ленточки у неё отобрали, да ещё как. Веру не отберёшь. Потому что если океан испарится, вместо него появится новая суша.

Поэтому кукла и не кукла вовсе. Человек. Да, не очень сложный. Да и не нужно ей это, как человеку не нужно быть сложным, чтобы приказать горе сойти с места. Достаточно иметь веру, хотя б с горчичное зерно, и оно будет.

Будет и любовь, и жизнь, и победа.

Главное в них верить.

Мария смогла.

Я могу сказать только одно – повяжите ленты свои, и идите, и верьте.

И будет.


А по рассказу сказать мне нечего. Так уж получилось.





Голосовать ЗА отзыв Мистер ИКС (открыто до 17 июня 2020 23:59)   
голосование



   Сообщение № 138. 15 июня 2020 г. в 12:28, M. V. Lebowski пишет:
M. V. Lebowski ( Offline )
Невыносимая лёгкость бытия

*
Сочинитель
Сообщений: 968
профиль

Репутация: 205
Цитата(Masha Rendering)
Мистер ИКС!


Мисс Икс, судя по отзыву... А ник, случайно, не на "Л" начинается? :)

А вообще, отзыв на отзыв я ещё не писала. Интересно!

   Сообщение № 139. 15 июня 2020 г. в 13:00, Persian_Cat пишет:
Persian_Cat ( Offline )
Смотритель Бастилии

*
Мягкий критик
Сообщений: 7734
профиль

Репутация: 825
Цитата(M. V. Lebowski)
Мисс Икс, судя по отзыву... А ник, случайно, не на "Л" начинается? :)

"Л" - в судьях.

Ставлю на "Ц"

   Сообщение № 140. 15 июня 2020 г. в 13:02, M. V. Lebowski пишет:
M. V. Lebowski ( Offline )
Невыносимая лёгкость бытия

*
Сочинитель
Сообщений: 968
профиль

Репутация: 205
Цитата(Persian_Cat)
Ставлю на "Ц"


Хм... возможно

   Сообщение № 141. 15 июня 2020 г. в 13:02, Яблоко Раздора пишет:
Яблоко Раздора ( Offline )
Детектив в отпуске

*
Автор
Сообщений: 1340
профиль

Репутация: 224
Цитата(Aeirel)
что я просто не пробовал Настоящий Ташкентский Плов. Надо бы заглянуть, раз уж приглашают. Я люблю хороших людей, хороший плов и хороший чай.

Эх, Ташкент... Родина моя, можно сказать.

...

О, началось веселье! Понеслаааась тогда!

   Сообщение № 142. 15 июня 2020 г. в 13:13, Masha Rendering пишет:
Masha Rendering ( Offline )
Дымная фея

*
Гипножаба
Сообщений: 3369
профиль

Репутация: 782
Цитата(Яблоко Раздора)
Понеслаааась тогда!

ПОНЕСЛАСЬ!
Обращаю еще раз внимание, что мы собираем голоса до 18 числа включительно! 19 подводим итоги!

   Сообщение № 143. 15 июня 2020 г. в 13:36, Masha Rendering пишет:
Masha Rendering ( Offline )
Дымная фея

*
Гипножаба
Сообщений: 3369
профиль

Репутация: 782
Дон Алькон
Мерси!
Можно кинуть объяснялку своего решения прямо в тему (т.е. сюда), а голос в пм секунданту. Можно и то и то секунданту в пм! По желанию!

   Сообщение № 144. 15 июня 2020 г. в 13:42, MiaSola пишет:
MiaSola ( Offline )
Творец-вытворец

*
Автор
Сообщений: 1457
профиль

Репутация: 456
Если кто-то теряется в сообщениях, отзывы наших дуэлянтов прикреплены в шапке :smile:

   Сообщение № 145. 15 июня 2020 г. в 14:30, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 3607
профиль

Репутация: 656
Masha Rendering, я сброшу сюда.
И прочитаю с интересом кто как воспринял - и сам рассказ, и его восприятие другими.

Ну а мое восприятие под катом, оценка же ниже.
Свернутый текст
По сути отзыва Hollowman'а видно, видно старался человек, думал, чтобы такого хорошего написать.
Написан отзыв искусно — чего стоят умело одни подобранные поэтические вставки-украшения.
Очень к месту и цитаты, и упоминание мифологии — да и все прочее — оно все вместе в итоге смотрится хорошо.
Видно, что Hollowman'у в этом тексте понял, и что в итоге ему понравилось...
Hollowman и по стилю, и героине, по сюжету, и по прочим замечаниям, сделал все значительно шире, чем это сделала Мистер Икс.
И отзыв Hollowman, конечно, более широкий, но это и одновременно более мужской отзыв.
Т.е. хорошо отражает взгляд на восприятие этого рассказа большинством мужской аудитории читателей.
Главная героиня — женщина, а автор — мужчина, отзыв Hollowman — тоже мужской.
Автору мужчине сложней описывать внутренний мир женщин.
Бывают попадания, бывают.
Есть такие примеры и много, но так, в общем и целом, автору-мужчине это сложней - описывать внутренние чувства и мир женщин.
И авторам-мужчинам проще мужчинам угодить, чем женщинам.
Что мы в этих отзывах и наблюдаем, как впечатления критиков.
Что довольно любопытно и характеризует различие восприятия.
Hollowman — мужчина, поэтому он, как читатель, пробежал мимо всего того, что Мистер Икс написала и отметила, т.е. мимо прогиба героини под некий нужный автору женский шаблон, про этот мир, который точно также прогибается под нужные автору сюжетные подвижки.
У Мистера Икс здесь все проще и не так красиво подано.
Только её личные впечатления после двойного прочтения — воспоминания о восприятии текста и восприятии текста сейчас.
Есть и её оценки, замечания и вопросы к автору — и что самое важное, оценка главной героини и ее восприятие по прочтению.

Резюмирую.
Рассказ этот уже готовый рассказ — а не сырой текст-болванка, которых на этом конкурсе более половины, и которые нужно править и править, чтобы сделать что-то хорошее.
Поэтому раз рассказ готовый полностью, то автору здесь остается лишь польза от восприятия его текста, которой с ним поделились.
В этом плане оба отзыва хороши.
Но Hollowman написал то, что автор знает прекрасно и сам.
Зато Мистер Икс написала то, чего автор или не знает вообще или только догадывался.
Поэтому голосую за отзыв Мистера Икс.

   Сообщение № 146. 15 июня 2020 г. в 14:35, Masha Rendering пишет:
Masha Rendering ( Offline )
Дымная фея

*
Гипножаба
Сообщений: 3369
профиль

Репутация: 782
Дон Алькон
СПАСИба! Голос принят

   Сообщение № 147. 15 июня 2020 г. в 14:47, Эльвира Мандра пишет:
Эльвира Мандра ( Offline )
ХочуВсёЗнать

*
Мастер Слова
Сообщений: 2907
профиль

Репутация: 353
Спасибо за честь поучаствовать в судействе - это новый опыт для меня.
Отзывы обоих критиков восхитительны! Они очень разные и этим дополняют друг друга. Словно смотришь на блеск текста сквозь разные фильтры.
Если Инкогнито-автор чувствует сердцем и следит за перипетиями героини сочувствующим и критическим женским взглядом, пропуская через себя всё, что ей пришлось пережить.
То Hollowman скурпулёзно оглядывает конструкцию рассказа, каждый его стык и неровность, разбирает на составляющие, Особенно подкупают ассоциации и отсылки к творчеству других авторов. Стихи и цитаты звучат в разборе отголоском мелодии, зацепившей нужные струны в душе читателя.
Для меня разбор Hollowman более полон, весок и образен. Для меня отзыв Инкогнито - больше не о рассказе, а о себе. Это не менее интересно, и где-то даже ближе, но не сейчас, не здесь, не в дуэли.

   Сообщение № 148. 15 июня 2020 г. в 15:11, MiaSola пишет:
MiaSola ( Offline )
Творец-вытворец

*
Автор
Сообщений: 1457
профиль

Репутация: 456
Эльвира Мандра
Спасибо за голос, принято!

   Сообщение № 149. 15 июня 2020 г. в 15:15, Лютеция пишет:
Лютеция ( Offline )
пум

*
Милашка
Сообщений: 8062
профиль

Репутация: 1433
Цитата(M. V. Lebowski)
А ник, случайно, не на "Л" начинается? :)

Задумалась, не я ли это случайно. :mrgreen:
Вот это был бы номер!
И проблемы выбрать за кого голосовать нету. :mrgreen:

Добавлено через 3 мин. 20 с.

Цитата(Persian_Cat)
Ставлю на "Ц"

Цитата(Дон Алькон)
Ник на "R".

Нужто Маша сама себя секундит?
Задумалась.

Внимательно изучив список и не обнаружив в нём Сокола, решила придерживаться ещё и прежних подозрений.
Что стоило коварным секундантам подговорить Сокола поиграть ради такого шоу в Соколицу?

   Сообщение № 150. 15 июня 2020 г. в 15:29, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 7906
профиль

Репутация: 815
Рассказ прочитала только что. Ну и сложно же придется дуэлянтам. Пошла читать их отзывы.

1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.ru