Людмила Базурова

«Старик в красном» или загадка портрета

Перед лихими девяностыми, в конце ХХ века, успели мы с мужем получить бесплатно шикарную трехкомнатную квартиру более 100 квадратных метров. Получилась: одна комната – это спальня и рабочий уголок двух наших сыновей – погодков, другая комната наша – рабочий уголок и двуспальная кровать, и большой зал, куда могла поместиться коллекция художественных работ сыновей. Они окончили с отличием художественную школу и продолжали посещать изостудию в Доме культуры. Тихо и размеренно жили мы в новой квартире, иногда устраивая вечеринки по поводу семейных знаменательных дат. Но вдруг......

Я расскажу вам странную и загадочную историю о необычном портрете, который появился в нашей семье благодаря сыну. За давностью лет история кажется фантастикой, ведь с годами стирается острота восприятия, и мы начинаем верить, что существует в жизни что-то не поддающееся объяснению.

И так....Я работала в большой современной школе - завучем. Ребята учились в другой школе - рядом с домом. Старшему сыну 14 лет, и он постоянно что-то рисовал. Он мечтал стать художником и готовился к поступлению в Суриковский институт. Особенно любил он копировать старых мастеров: Рафаэля, Рембрандта, Крамского, Федотова, Стожарова. Последнее, что вышло из-под его кисти – это копия картины Федотова «Сватовство майора». Работа выполнена лессировкой, то есть, совсем нет мазка. Все так тонко и четко прописано, что даже кошка, намывающая гостей, с розовым носиком пуговкой и блестящей шерсткой, выглядит совсем живой. Прозрачное кисейное платье невесты на тонкой девичьей фигурке кажется невесомым легким облачком. Группа людей и жених находятся в движении. Все они живые в картине: жених подкручивает усы, мать удерживает дочь, чтобы не убежала, ей, видимо, не нравится кавалер, сваха же рассказывает отцу о достоинствах жениха, накрывают стол тоже кто-то из близких людей. Копия удалась на славу. Это довольно большая жанровая работа, но сын сделал копию на одном дыхании и очень быстро, всего за месяц.

И вот начата новая копия – портрет «Старик в красном» Рембрандта. Почему он выбрал именно такую картину – я не поняла, но вспомнила, в Эрмитаже он долго стоял у этого портрета, потом мучил вопросами экскурсовода: кто изображен на этом полотне, почему художник так именно написал портрет? Экскурсовод мало что могла сказать о портрете, и кого изобразил художник – неизвестно, но акцентировала внимание, что шедевр помогает раскрыть человеческую сущность в пожилом возрасте. Сын даже поспорил с ней, что у старика в иудейской шапочке злое и коварное лицо, что руки у него не труженика, а ростовщика, привыкшего считать деньги, и сказал, что красный цвет одежды старика – это зловещий цвет и он подчеркивает его скрытую злобную натуру. Этот старик будет всегда загадкой для человечества. Я тогда сделала сыну замечание, что не надо высказывать вслух своё мнение. И вот вдруг..., через два года..., всплывает этот портрет.

Мне подумалось, что раз в картине нет сюжета, а старик чрезвычайно прост, то написать такой портрет можно быстро и легко. Сын начал писать его точно в размер настоящей работы. Шли дни.... Мазки становились все уверенней, получалась поразительная схожесть с оригиналом, но что-то не устраивало сына. Каждую свободную от уроков минутку он спешил к портрету, и порой, увлекшись, просиживал над ним до утра. Меня волновало то, что сын совсем перестал выходить на улицу, перестал смотреть телевизор, читать. Я уже стала тихо ненавидеть этого противного старика. Но повлиять на ход работы, конечно, не могла.

Начались летние каникулы, а портрет все также дорабатывался и дорабатывался. Я ворчала....

- Ничего сложного в этом портрете нет, а ты так долго над ним сидишь, шел бы с ребятами в парк погулять или еще куда-нибудь, так и лето пройдет в квартире, нельзя же так много работать. Ты так выписываешь этого старика, будто бы красавец какой-нибудь перед тобой.

Сын отмалчивался, и все время корпел над портретом, тогда как товарищи во дворе гоняли в футбол или шли купаться. Закончилось лето. Начались занятия в школе. Сын продолжал трудиться над портретом. Ничего кроме этой работы он не делал.

Прошло ещё полгода. Наконец, сын объявил:

- Все! Портрет закончен.

Я смотрела на репродукцию и видела, что портрет удивительно похож на оригинал: те же цепкие пальцы рук, привыкшие, видимо, считать деньги; жесткий взгляд, проникающий в душу; и за гранью понятного, исходившая от этого портрета какая-то чудовищная страсть, наверное, страсть к жизни, к окружающему миру. Казалось, что этот старик с портрета - живой и ему нравится быть среди нас.

Домашняя экспозиция пополнилась почти настоящим шедевром. Поначалу, портрет занял среди других работ центральное место. Меня радовало мастерство сына, еще совсем мальчишки. Приходили друзья, соседи, знакомые, и все обращали внимание на этот портрет. Его невозможно было не заметить! Но радость быстро омрачилась. Ах, боже мой, какая страшная энергетика была в этом портрете.

Я стала чувствовать, что старик внимательно наблюдал за всеми нами. Кто бы, с какой бы стороны на него не посмотрели, он ловил взгляд, ухмылялся и как бы говорил: «Смотрите, я такой же, как вы. Я живу среди вас». По-моему зловещий красный цвет одежды сыграл большую роль при написании злого лица и скрюченных пальцев рук. Лицо, выделенное светом, выступая из полутьмы, казалось, принадлежит живому демону.

С появлением этого портрета закончилась наша с мужем спокойная жизнь, мы стали по пустякам ссориться. Не хотелось идти домой, и я стала часто задерживаться в школе: ходить с проверкой по урокам, писать рабочие планы и проверять тетради. Все мы, члены семьи, перестали смотреть телевизор, так как он находился в зале, где висел портрет старика. Куда бы каждый из нас не садился или не проходил мимо портрета, казалось, что старик впивается своим злым взглядом и, вот-вот выпрыгнет из своего замкнутого пространства и задушит своими цепкими пальцами. Сыновья тоже чувствовали дискомфорт в квартире, но не понимали от кого он исходит и думали, что между мной и мужем назрела какая-то конфликтная ситуация.

Мне стало страшно оставаться в квартире одной вечерами, особенно, когда сыновья уходили в изостудию, а муж работал во вторую смену. Надо было готовиться к занятиям, а я не могла этого делать, страх сковывал меня всю, и приходилось ждать, когда кто-нибудь появится дома. Однажды, я уставшая, пришла с работы и сразу легла спать. Спала я, наверное, несколько минут и услышала, что кто-то ходит в прихожей и на кухне. Одна за другой тихо открывались двери. Я подумала, что это пришел или муж или дети. Пришлось встать, включить свет и пройти на кухню, так как я всегда кормила всех сама. Но никого не было, часы показывали половину девятого. Значит, мне показалось! Я легла, но не стала выключать свет и опять задремала. Но внезапно дверь моей комнаты открылась, и я увидела страшную физиономию старика, он сказал мне «Ты хочешь от меня избавиться...., зря..., скорей ты уйдёшь из этого дома, я буду здесь жить вечно» Я громко закричала и сама испугалась своего крика. Старик тихо растворился в дверном проеме. Вдруг я услышала, как кто-то ключом открывает коридорный замок, значит, пришли ребята. Я встала, вышла в коридор - их счастливые мордашки говорили о том, что день у них прошел хорошо. Не могла я огорчить их негативом, рассказать о старике, о его хождении по квартире, ведь они могли подумать, что у мамы крыша поехала.

Так шли дни, я рассказала мужу об этом случае, мы погоревали вместе, но ничего не могли сказать сыну о злосчастном портрете, и о всех наших переживаниях, боялись обидеть его.

Вскоре, после написания портрета, соседка пришла пригласить меня и мужа на свадьбу дочери. С соседями мы дружили, наши дети тоже общались, их дочка была старше наших сыновей всего на четыре года. Мы поговорили, посмотрели картины в зале. Соседка восхитилась новым портретом (его она еще не видела) и попросила в качестве свадебного презента подарить какую-нибудь картину.

- Конечно, подарим, а хочешь, мы подарим тебе копию портрета Рембрандта, ведь она тебе понравилась?

- Очень понравилась, такую копию иметь просто счастье. Только отдаст ли именно эту работу сын?

- Для Кати ему ничего не жаль, они же дружили, ходили друг к другу в гости, так что портрет подарим на свадьбе.

Так говорила я в радостном предчувствии, что скоро придет избавление, и этот ненавистный злобный человек с портрета навсегда уйдет из моей жизни. Сыну я сообщила, что мама Кати просила на свадьбу подарить портрет старика, он ей очень понравился. Я видела, что моему мальчику очень жаль делать такой дорогой подарок, но всё-таки, он согласился. На свадьбе наш подарок был самым заметным, а я была рада безмерно своему избавлению от страха. Я думала, что другие люди не почувствуют ту энергетику от работы, какую чувствовали я и муж, что кого-то будет радовать такая роскошная копия знаменитой картины.

Через месяц с не большим, ко мне опять пришла соседка и со слезами на глазах и сказала:

- Забери своего колдуна, мы с мужем перестали спать - замучила бессонница, перестали нормально общаться. Он нас просто выживает из дома. Копия портрета, конечно, написана мастерски, но терпеть его дома, просто нет сил. Да и Катя с мужем скоро приедут из свадебного путешествия, вдруг этот колдун им тоже напакостит. Спасибо за подарок, я ведь его сама выпросила, но забери назад.

Так портрет опять вернулся на свое место. Сын очень удивился, что портрет соседям пришелся не ко двору. А через неделю я опять предлагала его в качестве подарка своей коллеге по школе ко дню рождения. Как же радовалась молодая учительница такому необычному подарку. Я же опять обрела надежду на избавление. Ну не мог же этот портрет всех так пугать, как меня или соседку!

Но радость как пришла, так и ушла. Портрет вытерпели в новой семье только две недели, и опять он приехал домой. Сын писал уже новые работы и портрет его больше не интересовал, так что я могла с ним делать всё что угодно. Я же, сгораемая одержимой страстью избавиться от ненавистного старика в красном, еще два раза пыталась пристроить его в хорошие руки. Один раз своему бывшему ученику, сразу предупредив его, что если что-то будет ему казаться странным и это странное будет связано с портретом, его надо вернуть. Через неделю он принес портрет и отдал его мужу без объяснения. У меня начался психоз, что это за наказание, почему копия, возвращается назад, почему этот портрет так неприятен всем? Какая сущность вселилась в портрет? Ведь висит настоящая картина в Эрмитаже, и никто от нее не бежит! Как же я возненавидела этот портрет!!!

Вскоре я отвезла его сестре мужа и попросила, чтобы он повисел у них. Сестра, ничего не понимающая в искусстве, сказала, что старик очень похож на их дедушку и, конечно, портрет повесят на самое лучшее место. Опять появилась надежда, что портрет старика уйдет от нас навсегда.

Прошло два месяца, исчезли тревожные ожидания. Иногда я созванивалась с сестрой мужа, но о портрете она молчала. И, когда я совсем перестала думать о злобном старике, позвонила дочка сестры и сказала, что маму увезли в больницу, и положили на обследование, так как у нее сильные головные боли. Она попросила забрать картину, ту, где нарисован старик. Вот это, да...! Старик видимо пугал даже людей не тонкой организации души. Страх опять обуял меня – нет жить с этим стариком в одной квартире я больше не буду. Я приехала, забрала портрет, и не заезжая домой, отвезла его в гараж. Там поставила на верхнюю полку и приткнула физиономией к стене. Так я избавилась от страхов.

.......Прошло несколько лет, я достала рассказ, перечитала и решила написать концовку. А чем вы думаете, закончится мой рассказ?

Так вот ради детей, которые поступили в Строгановку, мы с мужем купили двухкомнатную квартиру в Подмосковье и перевезли туда все работы, которые написали ребята, в том числе и портрет. Мы переехали жить в Москву, а одну комнату в квартире решили сдать в аренду. Приходили желающие, смотрели, квартира нравилась, но уходили, и никогда не возвращались. Много раз я подавала объявления о продаже квартиры, но, увы...Мы даже продать эту квартиру не могли! Я знала, что виной всему портрет, но уничтожить его я тоже не могла, мне всегда казалось, что старик на портрете живой....

Наконец, я отвезла портрет в деревню, поставила в гараже мордой к стене и успокоилась. Квартиру сразу продали. Так что конца у этой истории пока нет, ведь копия портрета ещё цела.

 


Оцените прочитанное:  12345 (Голосов 1. Оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...


«Старик в красном» или загадка портрета

Запись опубликована
автором .    

Оцените прочитанное:  12345 (Ещё не оценивался)
Загрузка...