Виталий Вашуков (ПОМОР)

Чакли

«Тьфу, е-мое, блин, ох ты ж бляха-муха!». Подвыпившие, спотыкающиеся на каждом шагу, уставшие, но очень довольные жизнью, мы с Димоном и Максом пробирались через кусты и деревца в поисках места для ночного привала. В конце июля в Заполярье еще нет абсолютно темных ночей, только ненадолго смеркается - и опять светло. Приехали мы в Верхнетуломский компанией из семи человек, четверо остались рыбачить, ну, и выпивать, конечно, а мы решили побродить, найти место побезлюднее, и устроиться до середины завтрашнего дня. У нас с собой было ведро с восемью килограммами замаринованного мяса и пара рюкзаков и пакетов с пивком и нехитрой снедью. Верхом наслаждения для нас были две бутылочки домашнего самогона, убранные в один из рюкзаков и заботливо обложенные кофтами. Мы вообще не собирались рыбачить, просто сели на хвост нашим рыбачкам, чтобы выбраться из города – отдохнуть.

Ушли мы за речку Печа - я раньше бывал в этих местах и вел ребят дальше. Очень хотел дойти до малюсенькой речки Рай, там, насколько я помнил, были большие скалистые возвышенности с небольшими озерцами – очень удобные места для ночевки. Еще немного поблуждав по бурелому и кочкам, мы добрались до небольшой речки. Найдя место поуже, перебрались без приключений на другой берег и начали подъем. К полуночи парни начали возмущаться и откровенно ныть: «Хватит шарахаться, нормальных мест уже полно прошли, давайте уже устроимся». Я попросил потерпеть еще немного, просто очень хотел выйти на плато. Когда мы докарабкались наконец-то и открылся вид на красивое озеро, разделенное на две части небольшой полоской суши, парни признали с ворчанием, что не зря сюда тащились. Я развел костер и поддерживал его, пока он как следует не разгорится, Димон подтаскивал еще дровишек и мелкого сухостоя. Макс сварганил простенький стол на большом камне, нарезал помидорки, огурчики, приготовил шампуры, миски и прочее. Постепенно огонь дошел до той стадии, когда его можно только залить водой, чтобы потушить, и мы спокойно присели выпить и закусить. Поболтали о том, о сем, Макс взял гитару, настраивался потихоньку, а я пошел к берегу - поискать камней для импровизированного мангала.

Я уже отнес три камня к костру и спустился опять к берегу, Макс пел «Трассу Е95», Димыч пьяненьким голоском подвывал. Легкий теплый ветерок обдувал мое лицо, я присел у озера и просто не хотел вставать. Такая благодать меня накрыла, что хотелось просто молча сидеть и наслаждаться покоем. Время от времени мой слух вроде как улавливал мелкий металлический звон, стук. Я списал это на звон в ушах от чистого воздуха - бывает такое, что тишина звенит на уровне ультразвука. Насладившись покоем, поднял еще несколько камней и понес их к костру. Подбросив дровишек, устроился поудобнее и принял из рук Димки стаканчик с самогоном и немного обжаренную над костром сосиску на палочке. Мы все выпили, закусили, Макс продолжил петь, а я, открыв бутылочку пивка, полулежал у костра, время от времени подкармливая деревяшками огонь. Углей было еще мало, шашлыки готовить пока было не на чем. Димка баловался, жаря себе кусочек мяса над костром. Допив пиво, я закинул все оставшиеся дровишки в пламя и решил подремать. Димон на заплетающихся ногах пошел отлить и сказал, что еще насобирает дров...

Проснулся я от озноба, еле распрямился, протер глаза. Костер чуть тлел, было холодно. На мобильнике было четыре пятнадцать утра. Макс дрых, укутавшись в пару свитеров. Димона не было видно, но дрова лежали. Молодец - хоть пьяный, а дело сделал. Я расшевелил костер, сложил большую пирамиду деревяшек. Огонь начал разгораться. Передернувшись в очередной раз от озноба, пошарил в рюкзаке, вторая бутыль была не тронута. Открыл, плеснул пол стаканчика самогона и залпом опорожнил тару. Тепло начало разливаться по телу, осмотрелся по сторонам, что-то Димки-то не видать… Уснул, наверное, где-то среди кочек, надо пойти отыскать, а то расклеится от сырости. Небо пасмурное, легкий дождик накрапывает, можно вдали от костра на земле лежа и воспаление легких хватануть. Я выпил еще, костер разгорелся, Макс в тепле, можно идти, а пока найду нашего алкоголика - костер прогорит достаточно, чтобы и шашлык делать начать. С этими приятными мыслями о мяске, я отправился к леску на полоске суши между двумя частями озера.

Когда подошел близко к деревцам, мне показалось, что я опять слышу какое-то звяканье, но дождик по листьям шуршал, не переставая, и я счел, что мне этот звук мерещится. Начал звать Димку, так как до сих пор не видел его. После минут пятнадцати блужданий среди корявеньких березок, и непрестанных окриков, я понял, что в леске Димона нет. На другом берегу стояла группа высоких камней, я пошел к ним, поглядеть, может он за ними дрыхнет. Теперь я мог поклясться, что слышу постоянное дзиньканье, как будто маленькие молоточки по наковаленкам стучат. Заглянув за камни, я сначала ничего интересного не обнаружил, но заметил у последнего камня отблеск. Подошел ближе и немного опешил - это были очки, Димыч с ними не расставался. У нас с Максом тоже зрение далеко не единица, северяне же, но мы были привычные к контактным линзам, ну а Димон пользовался только очками. А на скале-то, похоже, кровь!

Дотрагиваюсь, пальцы ощутили тепло, живое тепло! Не кровь, нет, а камень был теплым и каким-то податливым. Затем резкое шевеление сверху, сбоку и прямо передо мной - все одновременно. Помню, что я истошно ору, тело сработало само, я подпрыгнул вверх и одновременно вбок и назад, наподобие кошки, когда ее неожиданно пугнешь. На меня двигалось рывками непонятное существо, пахло какой-то затхлостью. Тварь была выше человека и очень массивная, две ноги, две руки, большая башка, вся в шишках. Звуки… Черт его знает, издавало оно какие-либо звуки или нет. Не помню, честное слово. И тут, сквозь весь ужас происходящего, до меня дошло, что я слышу и даже как-то чувствую всем телом «молоточки», легкую приятную вибрацию. Я успокоился и почему-то понял, что бояться больше нечего. В этот момент у подножия каменной гряды появился свет, он усиливался очень быстро, а тварь двигалась все медленнее. Наконец свет просто ослепил, монстр остановился совсем, буквально в шаге от меня. Прямо на его теле что-то шевелилось, как будто много маленьких созданий копошилось. Огромная фигура постепенно таяла, а я не мог пошевелиться. Затем возле моего лица оказались огромные, красивые, какие-то лучистые глаза с узкими кошачьими зрачками, они занимали почти все маленькое лицо. Маленькие руки поглаживали меня по рукам, как-то по-человечески ободряюще похлопывали по спине и плечам. Звучала какая-то речь, я не понимал ничего, но мне было очень хорошо, и я полностью успокоился. Фигуры были ростом не более сантиметров тридцати. Дальше марево рассеялось, от твари осталось рыжее пятно на кочках. Подойдя к камням, не обнаружил ничего, кроме очков.

Я вернулся к костру, Макс криками пытался дозваться нас с Димоном. Оказывается, он проснулся, сам не знает, от чего - скорее всего, от моего истошного вопля. Но на той стороне озера был туман, он меня не видел и не слышал никаких молоточков. Я с этой стороны тоже увидел туман, когда обернулся, но никак не мог понять, когда он появился - я его не видел до этого момента. Рассказал Максу все, и мы пошли туда снова, излазили все и на той стороне озера, и на этой. Собрали шмотки, поспешили добраться до ребят на водохранилище. Оттуда сообщили уже в леспромхоз и в милицию - на сопках связь не брала, да и какая в те времена связь то была, так, понты одни. Диму искали пять суток, водолазы прочесали озеро Анисьярви вдоль и поперек, от них я и узнал название водоема. Ни тела, ни крови - ничего. Анализ рыжего пятна на заболоченных кочках показал, что здесь раньше было кострище, на том самом месте, где остановилось непонятное существо и затем растаяло. Ни я, ни Макс, конечно, не стали рассказывать ничего, что могло бы довести нас до психиатрической лечебницы. Поиски со временем прекратили. Записали Дмитрия, как заблудившегося. Я же дома обнаружил в одном из карманов разгрузки два интересных амулета – один напоминает лосиные рога, второй выполнен в форме острого когтя, с тыльной стороны переходящего в голову медведя. Оба изделия выполнены из серебра, с продетыми в специальные отверстия, очень искусно сплетенными нитями.

Много позже, пообщавшись со знатоками мифов и преданий народов севера, я сделал для себя следующие умозаключения:

- большая тварь была никем иным как троллем, к костру он, видимо, не хотел подходить, а поодиночке вдали от огня нас с Димоном подкараулил;

- маленькие существа, человечки - это Чакли, в саамских поверьях этот народец сродни гномам, но увлекается именно серебром, а не золотом и драгоценностями. Судя по всему, они долго пробивали себе дорогу на поверхность - именно их кирки, бьющие по камню, я и слышал половину той ночи. Очень вовремя они подоспели, слов нет. Каким образом, с помощью какого света они остановили горного великана, мне невдомек, также как и не понять никогда, как именно они его разобрали до последней крошки. Заделывать отверстия, проходы в земле, скалах, ведущие в их подземелья - так, чтобы ни один человек их не нашел, они умели всегда. Поэтому спасатели и не обнаружили никаких следов и проходов. В пользу серебряного народца говорят и уникальные обереги, по всей видимости, подаренные мне ими. Спасибо им огромное. Как бы жутко мне тогда ни было, но я бы хотел еще с ними встретиться. А эти странные поделки еще не раз спасали меня в дальнейшем, во всяком случае, я так думаю.

Оцените прочитанное:  12345 (Голосов 2. Оценка: 2,50 из 5)