Учебники писательского мастерства < Форум литературных и художественных конкурсов Пролёт Фантазии и Штрихи Пролёта

>  Литературные и художественные конкурсы · Скрипторий
Здравствуй, Гость
Расширенный вход · Регистрация
  Ответ Новая тема Опрос

> Учебники писательского мастерства, Посоветуйте обучающие материалы
   Сообщение № 1. 17.12.2017, 10:51, Mifograf пишет:
Mifograf ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 7
профиль

Репутация: 0
Всем привет!

Может ли кто-нибудь посоветовать учебники писательского мастерства?

Особенно интересуют материалы с подробным разбором жанров:

Фантастика
Фэнтези
Приключения
Детектив

Пока на русском языке нигде не встречал литературу, в которой серьезно излагалась бы структура и особенности этих жанров.

 
   Сообщение № 2. 17.12.2017, 12:02, constp пишет:
constp ( Offline )
Странный

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4583
профиль

Репутация: 259
Цитата(Mifograf)
Особенно интересуют материалы с подробным разбором жанров:
Фантастика
Фэнтези
...

Прошу простить за несерьезное отношение к теме, но на мой взгляд, лучшим ответом на этот вопрос является текст Олега Дивова "Кто сказал, что фантастика жанр?"
В нём на доходчивых примерах разъясняется, что фантастика - широкое понятие и включает в себя не только чисто фантастические жанры типа разнообразной НФ или разнообразного же фэнтези, но и такие "классические" жанры, как детектив, боевик, сатира, буффонадную комедию, а так же не чурается эротики или Призывов ЦК КПСС...

Другие научные или публицистические произведения, столь же подробно разбирающие затронутую тему, не припомню. Ну, разве что, спор на семинаре Роскона-2009, который вел тот же Дивов. Там довольно подробно разбиралась роль фантастического допущения в современной литературе.
Дискуссия с того семинара была опубликована в сборнике О Дивова "Стрельба по тарелкам".

Потому что на самом деле, авторов интересуют вопросы типа: "зачем фэнтези?" или "почему НФ?"
А разница в применении твердой НФ или (например) славянского фэнтези определяется нуждой загнать героя в условия, создать которые средствами "реалистической" литературы невозможно.

Но это в идеальном случае, потому что автор чаще исходит из собственных предпочтений, умений или иных предпосылок типа отбора в сборник, литконкурса или желания угодить любимой.

 
   Сообщение № 3. 17.12.2017, 13:00, Jah пишет:
Jah ( Offline )
Странник

*
Демон
Сообщений: 1204
профиль

Репутация: 146
Цитата
Может ли кто-нибудь посоветовать учебники писательского мастерства?

Читай все подряд, что-нибудь точно поможет ::D: . Последнее, что мне понравилось из такого: лекции Брэндона Сандерсона на ютубе. Много полезных советов технического плана конкретно для фэнтези. Ну и там Нору Галь никто не отменял (только не становись ее фанатиком, потому что, честно говоря, она перегибает палку временами). Стивен Кинг рассказывает о своем опыте в книге "Как писать книги" вроде называется.

 
   Сообщение № 4. 17.12.2017, 13:12, constp пишет:
constp ( Offline )
Странный

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4583
профиль

Репутация: 259
Ну, если пошли просто советы, безотносительно жанров, то напомню о книге Ю Никитина "Как стать писателем". Там много личного от известного автора, который сам себя "сделал", потому что "не хотел стоять у мартена". Но есть и редкие полезные мысли, не встречающиеся в других подобных книгах. Например - пояснения, как делать динамичные описания. Кстати, это единственная книга, где мэтр предостерегает от распространенной среди начинающих ошибке в использовании местоимения "свой".

 
   Сообщение № 5. 17.12.2017, 16:28, Эллекин пишет:
Эллекин ( Offline )
Злой Анубис

*
Архонт
Сообщений: 1657
профиль

Репутация: 93
constp, советовать Никитина начинающим автора не очень-то полезно, потому что 75% книги - бессмысленная хрень, а оставшиеся 25% ещё вычленить надо.
Нору Галь забыли.

 
   Сообщение № 6. 17.12.2017, 16:35, constp пишет:
constp ( Offline )
Странный

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4583
профиль

Репутация: 259
Цитата(Эллекин)
Нору Галь забыли.

Ее там чуть выше "не забыли".
А еще где-то на Самиздате встречал статейку с типичными ошибками фантастов. Правда, она с перегибами. Видимо, над автором довлели собственные неудачи и предпочтения.

 
   Сообщение № 7. 18.12.2017, 09:39, Эллекин пишет:
Эллекин ( Offline )
Злой Анубис

*
Архонт
Сообщений: 1657
профиль

Репутация: 93
constp
да, увидел.
Типичных ошибок фантастов можно набрать множество. Только почему фантастов? Просто писателей же.

 
   Сообщение № 8. 18.12.2017, 09:56, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 3398
профиль

Репутация: 254
Цитата(constp)
Потому что на самом деле, авторов интересуют вопросы типа: "зачем фэнтези?" или "почему НФ?"


:cool: :cool: :) Потому, что авторы чувствуют и понимают, что находятся в литературном гетто, вот и крапают статейки разные - оправдания ради, убеждения ради - самих себя, фэнов и пр. - что фантастика, опа - это, оказывается, тоже литература, :kz: не жанр, а метод. :))))

Ну, а касательно вопроса про доступные книги статьи на русском - книг много, но хороших - тут уже всё сложнее. :%): Много книг и советов от любителей, и их качество то ещё.

Читать можно только тех, кто хоть какое-то слово сказал в литературе, как профи, а не как любитель. Пусть самое небольшое, но либо человек сам профессиональным автором был и чего-то добился на поприще беллетристики, либо - был опытным редактором.

Из первой категории это:
Свернутый текст
Станислав Лем "Фантастика и футурология" (очень полезный двухтомник с детальным разбором классической западной НФ), статья Марк Твен. Дилетанты в литературе, Из "Автобиографии", статья Роберта Хайнлайна. "Как стать фантастом", статья "13 советов от Чака Паланика", Эдвард Морган Форстер "Аспекты романа (отрывки этой книги см. в "Эссе" этого автора)", Михаил Ахманов "Литературный талант. Как написать бестселлер", Елена Хаецкая "Как писать книги", Ольга Громыко. Нудные азы писательства. Стивен Кинг "Мемуары о ремесле( полезная там середина, но можно прочитать и целиком)", Роберт Макки "История на миллион долларов", Сид Филд "Киносценарий: основы написания" (как и в книге Роберта Макки - только общие вопросы проработки характеров и сюжетных линий), упомянутые выше Брендон Сандерсон: лекции по литературному ремеслу(Лекции на английском, но есть перевод субтитров - от гугл)? ну и, конечно, Юрий Никитин - "Как стать писателем… в наше время".

Из второй категории:
Свернутый текст
Нора Галь "Слово живое и мертвое " (первую половину), Лидия Чуковская "В лаборатории редактора", а также сборник советов по различным аспектам от Брюса Стерлинга и Льюиса Шайнера "Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon" в переводе Рины Грант.


Всё это легко доступно на русском. Чтобы не закопаться, наиболее полезные для русского автора - из первой категории это Хаецкая и Ахманов, из второй - Нора Галь. Иностранных авторов можно тоже прочесть, понимая, что всё что они пишут про хороший и плохой стиль и реалии их западного издательского процесса - это нужно пропускать.


Добавлено через 14 мин. 52 с.

Цитата(constp)
Ну, если пошли просто советы, безотносительно жанров, то напомню о книге Ю Никитина "Как стать писателем". Там много личного от известного автора, который сам себя "сделал", потому что "не хотел стоять у мартена". Но есть и редкие полезные мысли, не встречающиеся в других подобных книгах. Например - пояснения, как делать динамичные описания. Кстати, это единственная книга, где мэтр предостерегает от распространенной среди начинающих ошибке в использовании местоимения "свой".


Юрия Никитина стоит читать в последнюю очередь, особенно неопытному начинающему. :%): В книге есть дельные советы, но проблема книги в том, что он выступает как пророк - там самомнение зашкаливает.

Всё бы ничего, да только на многих начинающих это действует скорее отрицательно, они под его мнение прогибаются -
Свернутый текст
ну, раз "Никитин так говорит, то так и нужно делать"
. :) Есть пословица - "заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт". Несколько грубовато, но так оно и есть - замечал на многих сетевых конкурсов тексты, в которых авторы следовали его советам - не понимая, тупо - и тексты от этого становились не лучше, а хуже.

Самые из часто распространённых советов, воспринятых в лоб
Свернутый текст
- перескок времени, в котором происходит действие, с прошлого на настоящее; вторая - чрезмерная усушка текста.


Кто более сильный стилист, так это Хаецкая - и то, всему, что она пишет - тоже верить нельзя, у неё гуманитарное лингвистическое образование, а это тоже накладывает :)

 
   Сообщение № 9. 18.12.2017, 11:29, constp пишет:
constp ( Offline )
Странный

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 4583
профиль

Репутация: 259
Цитата(Дон Алькон)
на многих сетевых конкурсов тексты, в которых авторы следовали его советам - не понимая, тупо - и тексты от этого становились не лучше, а хуже.

А все потому, что думать надо, прежде чем следовать...
И еще - уметь.
То есть, осмыслить, научиться, а уж потом применять.

 
   Сообщение № 10. 18.12.2017, 12:39, daniuse пишет:
daniuse ( Offline )
Странник

*
Певец
Сообщений: 255
профиль

Репутация: 39
Окей, учебники.
"Как писать книги", Стивен Кинг.

Морфология волшебной сказки, В.Я. Пропп. Про сказку, а что фентезя, если не сказка.

Риторика, В.В. Волков. В основном он про риторику, но там есть раздел про тропы и фигуры. Тропы и фигуры на 5 с плюсом работают в художественном тексте. Если хочешь писать лучше - научись конструировать средства выразительности, как это делают профессионалы.

Если нужно именно фентези - гугли "Нил Гейман о писательском мастерстве". Не думаю, что он писал учебник, но он давал кучу интервью и делал специальные выступления.

Плюс, у Никитина есть учебник, как стать писателем, но за качество не ручаюсь - ни читал. Но сам Никитин - супер-пурер-фентезевик.

 
   Сообщение № 11. 18.12.2017, 13:04, Mifograf пишет:
Mifograf ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 7
профиль

Репутация: 0
Дон Алькон

daniuse

Спасибо за подборку литературы.

 
   Сообщение № 12. 18.12.2017, 13:22, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 3398
профиль

Репутация: 254
Цитата(daniuse)
Окей, учебники.
"Как писать книги", Стивен Кинг.


Это мемуары автора, где он много-много про жисть распространяется :). А такое название придумано русскими издателями, :) в оригинале звучит так:
Свернутый текст
"On writing : a memoir of the craft"


У Кинга в середине пара глав касаются собственно ремесла, остальное - вода.

Цитата(daniuse)
Морфология волшебной сказки, В.Я. Пропп. Про сказку, а что фентезя, если не сказка.


Нет, фэнтези - это отдельный жанр, и не сказка. :)

А про Проппа я забыл. Хороший автор, но тоже чтение для размышления, вроде "Фантастики и футурологии" Лема, не что-то практическое.
И лучше не "Морфологию...", а "Исторические корни Волшебной сказки".

Морфология довольно занудна, это разбор сюжетов волшебных сказок, а вот "Корни" - это действительно интересно прочитать, а кто фэнтези пишет - маст рид. Для понимания откуда вся эта хрень волшебная взялась и как в сказках отразились верования и языческие обряды.

Книгу Геймана не видел, но думаю много не потерял, всё это уже было - они там на западе такие книги клепают чуть ли не на конвейере, многие фантасты, :bee: - ну, а про никитинский заруб - уже было, и всё ясно, можно, но осторожно - и желательно брать последний текст ("... писателем в наше время") - он наиболее полный.







Добавлено через 6 мин. 10 с.

Mifograf, да не за что. :smile:

Читайте на здоровье, главное не очень серьёзно относитесь к этому чтению.

Для расширения кругозора, основ ремесла - пойдёт, но даже по ремеслу - часто некоторые советы у перечисленных авторов противоположные. И тут думать нужно, короче. :%):

 
   Сообщение № 13. 18.12.2017, 14:09, Эллекин пишет:
Эллекин ( Offline )
Злой Анубис

*
Архонт
Сообщений: 1657
профиль

Репутация: 93
Цитата(Дон Алькон)
что фантастика, опа - это, оказывается, тоже литература, :kz: не жанр, а метод.

А в чём проблема? Это что, надо доказывать?

 
   Сообщение № 14. 18.12.2017, 15:14, Боб пишет:
Боб ( Online )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 12946
профиль

Репутация: 694
После прошлого раунда Пролета грех не вспомнить еще Джеймса Фрея "Как написать гениальный роман".

Добавлено через 4 мин. 10 с.

Цитата(Эллекин)
что фантастика, опа - это, оказывается, тоже литература, :kz: не жанр, а метод.

А в чём проблема? Это что, надо доказывать?


Это огромная попаболь советских и постсоветских фантастов. Отголоски до сих по слышны :)

Обычно выражается в двух направлениях:
1. Горячее и на вид беспричинное доказывание, что писатель-фантаст это тоже писатель (слышал/читал такое не раз; по нынешним временам - доставляет);
2. Выталкивание из числа писателей-фантастов проклятых мейнстримщиков типа Пелевина.

 
Мотыжник Рассвета ( Offline )
Семь отчаянных личностей



Исчадье Ада
Сообщений: 2255
профиль

Репутация: 122
Боб
Я бы еще Библию посоветовал. Если не как пример хорошей франшизы, так хотя бы как руководство к действию )

 
   Сообщение № 16. 18.12.2017, 16:55, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 3398
профиль

Репутация: 254
Цитата(Эллекин)
А в чём проблема? Это что, надо доказывать?


ты наверное лит. дискуссию, про которую Костя говорил, не читал. Она про фантдоп была - посмотри, она паровозом к сборнику Дивова идёт. Или, если неохотно в пьяных разговорах ковыряться, посмотри статью Олди СЕАНС МАГИИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ

А так - ни в чём. Кому хочется доказывать, пускай доказывают что угодно - в конечном итоге сотрясение воздуха ситуацию никак не поменяет. Ну, разве что автору легче станет.

Цитата(Боб)
После прошлого раунда Пролета грех не вспомнить еще Джеймса Фрея "Как написать гениальный роман".


Можно и вспомнить. Проблема с этой книгой одна - книг этого Джеймса Фрея никто не знает, что там - что тут, переводов художественных книг - нет.

Моё имхо, пускай сначала добьётся каких-то рез-тов, пусть даже небольших, на поприще профессионального литератора, а вот потом - может подрабатывать таким способом - и опыт передавать.
Свернутый текст
Ну ведь добился, имеет право.
:%):

 
   Сообщение № 17. 18.12.2017, 21:34, daniuse пишет:
daniuse ( Offline )
Странник

*
Певец
Сообщений: 255
профиль

Репутация: 39
Цитата(Дон Алькон)
У Кинга в середине пара глав касаются собственно ремесла, остальное - вода.

И именно эти пары глав я советовать бы не стал)
Но это только моё мнение - он пишет на английском языке в специфическом жанре. А вот в "воде" довольно много попутных замечаний про набитые им во время писательства шишки. Это нельзя читать как руководство к действию, но мне лично помогло в том, как именно подходить к писательству.

Цитата(Дон Алькон)
занудна, это разбор сюжетов волшебных сказок

Не обиды ради, а для подкола - разве не вы в теме "Пятёрки" ратовали за структурный подход к творчеству? Что может быть структурнее научного разбора сюжетов?) Впрочем, это во мне говорит дипломированный филолог)

Mifograf
Рад помочь)

Кстати, в качестве несколько провокационного тезиса, скажу, что может быть полезным посмотреть в методички из смежных медиа. Есть множество практических руководств, как создавать, к примеру, сеттинги для игр. Вот например про настольные ролевые игры.

 
   Сообщение № 18. 18.12.2017, 22:09, Эллекин пишет:
Эллекин ( Offline )
Злой Анубис

*
Архонт
Сообщений: 1657
профиль

Репутация: 93
Боб
чёт это мимо меня прошло, видимо.
Дон Алькон
статью Олди читал. Ну що тут можна сказати, все перечисленные Олди тезисы, которые они разбирают, разбора не требуют, там же всё очевидно. Ну, по крайней мере, сейчас.

 
   Сообщение № 19. 19.12.2017, 10:50, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 3398
профиль

Репутация: 254
Цитата(daniuse)
И именно эти пары глав я советовать бы не стал)
Но это только моё мнение - он пишет на английском языке в специфическом жанре. А вот в "воде" довольно много попутных замечаний про набитые им во время писательства шишки. Это нельзя читать как руководство к действию, но мне лично помогло в том, как именно подходить к писательству.


Основная полезная мысль в середине - что каждый автор, как сантехник или плотник, должен собрать свой личный "ящик инструментов" - т.е. изучить ремесло и основы, технические приёмы,- и носить его при себе, применяя каждый из инструментов по мере необходимости. Ради этого пассажа, а также того, что вокруг - и стоит прочитать эту книгу. А также для общего понимания карьеры автора - там. Что, конечно, вода. :bee: Там - это не тут, хотя есть и общие точки.

Поэтому всё, что он пишет о стилистике, касается английского языка - русскому автору всё это скорее навредит, если он воспримет советы Кинга как руководство к действию, по ремеслу и стилистике лучше прочитать русских авторов - Ахманова и Хаецкую. Пользы будет на порядок больше. :%):

Цитата(daniuse)
Не обиды ради, а для подкола - разве не вы в теме "Пятёрки" ратовали за структурный подход к творчеству? Что может быть структурнее научного разбора сюжетов?) Впрочем, это во мне говорит дипломированный филолог)


Ну вот видно, что ты филолог и вас заставляли - поэтому Проппа ты помянул. :) А вторую книгу ты даже не видел, тебе не с чем сравнивать.

Если вкратце - "Морфология" - сугубо научный труд, имеющий отношение к лингвистике, культуре и - только. Во всём этом анализе сказочных персонажей, в перечислении их функций, которые они несут, последовательности, в которых они выступают, вся эта статистика и выводы - автору ничего полезного не дают. По сути это не популярная книга, а диссертация по лингвистике.

К тому же, что самое главное. Жанр фэнтези - не сказка. В сказке многие вещи - культурные - нам уже не понятны, поэтому - от их анализа сюжетных ходов - толку ровно никакого. Тут сперва важно понять, почему герои поступают так, а не иначе, а чтобы понять - нужно прочитать вторую книгу, которую уже диссертацией не назовёшь. Она уже рассчитана на массового читателя, специфического, не глупого, - но массового.

"Исторические корни..." - книга и интересная, и полезная. По сути - это продолжение "Морфологии..." - только без статистики и ненужной авторам информации, а уже конкретно разъясняющая, что в сказе от древних обрядов инициализации воинов, что от древних культов и жертвоприношений богам, а что от прочих верований и традиций. Т.е. по сути это анализ сюжетов и поступков героев, как мифологии, - культуры и обычаев тысячелетней давности.

После её прочтения сразу становится ясным, чем сказка настоящая, т.е. традиционная отличается от сказки адаптированной или авторской, про фэнтази - я молчу. :bee: Ну и вся эта дикость, что в сказках проскакивает, - ей тоже даётся сугубо рациональное объяснение - как обычаям и обрядам, когда-то живым, а потом отчасти вытесненным христианством, а отчасти - развитием техники и науки.

Бледный западный аналог этой книги, отчасти эпигон, отчасти испорченный традиционалисткой философией Элиаде, написал в 60-х Джозеф Кэмбпелл. Её за бугром авторы фэнтези читают в основном её, и особенно часто к ней осылают сценаристы Голливуда, а также авторы серий книг "Сценарий за пять секунд". Это "Тысячеликий герой". Можно и её прочитать, делая скидку на то, что Кэмбелл увлекался идеями фашиста Мирче Элиаде, - и его трудами по мифологии.

 
   Сообщение № 20. 20.12.2017, 13:27, Mifograf пишет:
Mifograf ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 7
профиль

Репутация: 0
Могу поделиться тем, что сам осилил:

Смит А.Г. – 52 способа написать бестселлер.
Джеймс Фрей – Как написать гениальный роман
Хиллари Реттиг. Писать профессионально.

Сценарии:

Роберт МакКи. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только.
Александр Молчанов. Как написать интересное кино и телесериал.

Особенно понравился учебник Молчанова. Он написан с использованием ловких приемов привлечения внимания, и содержит много полезного в сжатой форме.

Самый большой авторитет тут, видимо, Роберт Макки, но он считается гуру в основном у американских сценаристов. Он вводит такое понятие как "конвенция жанра". Это понятие меня очень заинтересовало и мне захотелось узнать побольше о конвенциях отдельных жанров, но такой литературы не нашел, поэтому и поднял эту тему.

 
   Сообщение № 21. 20.12.2017, 14:37, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 3398
профиль

Репутация: 254
Mifograf,

То, что вы перечилили -я либо прочёл - либо пролистал. Года как два-три уже.

Да, по сценарному - Макки лучший из лучших. Ещё стоит посмотреть Линду Сегер - "Как хороший сценарий сделать великим" и, конечно, Сида Филдса - вот кто истинный гуру сценаристов. "Сценарий" :)

Из русских - А. Митта "Кино между адом и раем" - хотя по сравнению с теми переводными она так себе.

По не сценарному - на русском - всё лучшее перечислено выше. Осталось только лучшее на английском :)

Надо?

При нынешнем развитии переводческого дела, каждый автор, даже не зная языка, может купить через амазон или ещё где надыбать - практически полезную книгу или другие материалы, к примеру, практические занятия семинаров. Хотя лучшая практика - просто напитать что-то :)

 
   Сообщение № 22. 20.12.2017, 14:48, Mifograf пишет:
Mifograf ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 7
профиль

Репутация: 0
Дон Алькон
выкладывайте и на английском! Тоже к делу подошьем.

 
   Сообщение № 23. 20.12.2017, 16:09, Дон Алькон пишет:
Дон Алькон ( Offline )
Facta, non verba!

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 3398
профиль

Репутация: 254
Вообще, там у них - тоже много мути всякой на эту тему. С заголовками типа "Бестселлер за пять минут" - от авторов, которые написали две-три книги или два-три сценария, а уже гуру. :%):

А вот малый джентльменский набор из 10 названий - что и правда полезно:

Свернутый текст
Daemon Knight - Creating Short Fiction
Ben Bova - The Craft Of Writing Science Fiction That Sells
Dean R. Koontz - Writing Popular Fiction
Jack M. Bickham - 38 Most Common Fiction Writing Mistakes
Linda_Seger - Creating_Unforgettable Characters
Ben Bova - Teaching Science Fiction
Orson Scott - How To Write Sci-fi Fantasy
Orson Scott Card - Setting (Elements of Fiction)
Orson Scott Card - Characters And Viewpoint (Elements of Fiction)
Jack M. Bickham - The Elements of Fiction Writing, Setting


По вашему запросу - с описанием жанров и их особенностей - подробно есть у Бовы и Кунца, а Кард - по двум жанрам детально прошёлся только - фэнтези и НФ.

Ранжировано по качеству и доходчивости, лучшая книга у Деймона Найта.
Автор - сейчас не очень известный - работал в большей частью в короткой форме. Что я у него хорошего помню - так это небольшой рассказ "Страна добра" - мощный рассказ, потому наткнувшись на его книгу о писательском ремесле - я решил посмотреть.

Всего 156 страниц - на зато каких! Всё разложено по полочкам, всё по существу. Остальные книги тоже хорошие, можно прочитать, но у Найта - лучшая. :respect:

Я пожалел, что наткнулся на неё поздно, - когда в таком чтении уже отпала необходимость практически. :%):

 
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);




Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.ru

 
Доступность веб-контента
Свернуть