Колдун и виеса < Форум литературных и художественных конкурсов Пролёт Фантазии и Штрихи Пролёта

>  «Весенний Пролет Фантазии 2017»
Здравствуй, Гость
Расширенный вход · Регистрация
  Ответ Новая тема Опрос

> Колдун и виеса, Обсуждение. 2017 Весна
 
Голосование по тэгам рассказа (Вы можете выбрать от 1 до 3 вариантов.)
 Мечи и магия (классическое фэнтези)
 Восточноевропейские мифы (Славяне, Венгры, Прибалтика)
 Скандинавские мифы
 Античность (Греция, Рим, Египет, Вавилон и т.п.)
 Восточные мифы (Индия, Китай, арабские и др.)
 Первобытные народы (индейцы, Африка, Крайний Север)
 Религия
 Альтернативная история
 Современность
 Будущее
 Технофэнтези
 Мистика и ужасы
 Попаданцы
 Вампиры
 Волки и оборотни
 Темное фэнтези
 Детектив
 Сказки
 Юмор, пародии
 Драконы
 Городское фэнтези
 Притча
 Боевик
 О любви
 Море
 
   Сообщение № 1. 22.4.2017, 13:01, Призрак Форума пишет:
Призрак Форума ( Offline )
Дух отрицания

*
Moderus Mortus
Сообщений: 1129
профиль

Репутация: 17
Международный литературный конкурс «XVIII Весенний Пролёт Фантазии 2017»

«Колдун и виеса»


Страница рассказа на сайте конкурса Колдун и виеса


Приветствуются комментарии читателей.
В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

 
   Сообщение № 2. 25.4.2017, 20:59, Ataya пишет:
Ataya ( Offline )
Тлен

*
Владыка Тьмы
Сообщений: 9261
профиль

Репутация: 29
Теперь подоспела и история об искуплении. Или наказании.
Тема достаточно сложная, потому что нельзя однозначно смотреть на те причины, что двигают провинившимся, пытающимся какую-либо вину загладить.

Жил-был колдун. Он накосячил. Очень сильно накосячил, и косяк этот повлёк за собой смерть невинного человека. Только вот не ведал колдун, что творит. Освобождает ли незнание от ответственности? Он пытался убедить сам себя в том, что да, освобождает. Не смог. Отчасти потому, что чувствовал неправильность своего поступка, подозревал что-то. Но в итоге струсил.

И теперь он должен как-то загладить свою вину. Перед собственной совестью, разумеется, а не перед тем, кто жизни лишился - косвенно по его вине в том числе.

Человек - существо страшное. Ради спокойствия собственной души, он готов пойти на такие ужасы, что врагу не пожелаешь. Не стоит обманываться мыслями такого человека, словно он извиняется этим поступком перед непосредственно пострадавшим. Подобные искренние мысли - одна на миллион.

Но в чем плюс выбора колдуна из этого рассказа - наказание он себе выбрал такое, что оно действительно имело толк. Способно было принести пользу другим. Большую пользу. И из каких бы побуждений не исходили его действия, именно этот выбор был таким, что вполне себе эгоистичное побуждение загладить вину стало чище, и выше, что ли (не могу подобрать нужное слово, увы).

Рассказ скорее понравился, чем нет. Написан он довольно приятным языком, колдовская составляющая не кажется чужой в этом созданном автором мире. Интересно наблюдать за жителями деревни. Потихоньку ковыряться в скелетном шкафу главного героя. С отвращением и ужасом смотреть на его друга. С любопытством следить за девочкой-виесой, и гадать, почему же она говорит ему такие вещи?
Да, местами чувствуется какое-то отторжение во всей этой истории. Но она ожила у меня в голове... И это были не такие уж плохие картинки.

Вопрос вот только. Я, наверное, прочла невнимательно - но Виктора они все же, того самого, да?

 
   Сообщение № 3. 25.4.2017, 21:07, Тави Тум пишет:
Тави Тум ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 20
профиль

Репутация: 6
Хорошо написанная фэнтези-история. Есть стилизация под простонародную речь, вполне грамотная и довольно чётко отделяющая "народные" куски повествования от "чародейских".
Удачно получилась Мор, как она пользуется обликом милого ребёнка, как искушает чародея. Я тоже не сразу догадалась, кто она такая, хотя в целом это довольно простой вывод.
Флэшбек, мне кажется, можно было бы расписать побольше и поточнее. А то Виктор получается не очень достоверным злодеем - вроде бы достаточно умный и хитрый, весь из себя гениальный маг, но почему-то "подставляется" и допускает собственную гибель, хотя мог бы, наверное, провести ритуал в тайне.
Вообще, идея искупления зла и жертвенности, конечно, сама по себе очень сильная, но и сложная для "исполнения". Автор молодец, вполне достойно справился с поставленной задачей.

 
   Сообщение № 4. 2.5.2017, 12:53, Ри 1 пишет:
Ри 1 ( Offline )
Странник

*
Посвященный
Сообщений: 60
профиль

Репутация: 4
Крепкий рассказ, атмосферный, понравился.
Некоторая недосказанность в финале. Это для меня. По стилю, по сюжету, наверное, так и надо. У меня не осталось чёткого понимания. В кошке-защитнице воплотился маг? Если бы я писала, не удержалась бы, подчеркнула бы этот факт чётче. Но, тут повторяюсь, автору виднее.
Придираться не хочется. Хотя, как и везде, оплошности всегда найдутся. Например:
Цитата
Досадливо идущему мимо кузнецу кивнул, сплюнул и полез за вчерашней коврижкой.

Автор ведь хотел сказать: досадливо кивнул? А читается как «досадливо идущему»

 
   Сообщение № 5. 3.5.2017, 16:54, Бойцовая Белка пишет:
Бойцовая Белка ( Offline )
Странник

*
Посвященный
Сообщений: 70
профиль

Репутация: 9
Понравился рассказ. Мое. И темное прошлое колдуна, и настоящие будни деревни, и девочка-виеса.
Финал, как по мне, прозрачный.
Цитата(Ри 1)
В кошке-защитнице воплотился маг?

Я думаю, Виктор не зря рассказывал Ратмиру о том, как рождаются алеры. Откровенно говоря, когда речь зашла об искуплении вины колдуном, я догадалась, каким оно будет. Ну да что там - все логично.

Вот язык - он, вроде бы, хороший, складный, и стилизация имеется. Но встречаются слишком длинные фразы, где основное предложение разорвано вспомогательным, или слишком много в "гусеницу" нанизано. В итоге, чтобы понять смысл, приходится перечитывать. Тормозит.
Например:
Цитата
Налим задумался: и услугу колдун, видно, не просто так просит, чувствуется — дело важное; и страда в разгаре, каждый день на счету, а до города путь не близкий — кто в убыток себе поедет?

Цитата
Над Ратмиром Виктор взял шефство с первого семестра академии, разом оградив от нападок сокурсников, не простивших задиравшему нос недорослю знатного происхождения.

и др.
Для удобства чтения предложения лучше разбивать на несколько, ставя точку перед началом другой мысли.

 
   Сообщение № 6. 3.5.2017, 17:14, Эллекин пишет:
Эллекин ( Offline )
Фиолетовый зерглинг

*
Магистр
Сообщений: 529
профиль

Репутация: 43
Прочитал и не пожалел. Хороший язык, любопытная история. Правда, кое-где читать было тяжело из-за регулярных флешбеков, но... это уже, наверное, вкусовщина.
В общем, рассказ удался. А поначалу-то думал, что опять ванильное женское фентези будет. Обошлось.

 
   Сообщение № 7. 4.5.2017, 08:51, Salladoretz пишет:
Salladoretz ( Offline )
SUB-ZERO

*
Магистр
Сообщений: 571
профиль

Репутация: -64
Вроде и придраться не к чему, написано мастеровито, гладко, лубочным говором не особо сильно терзали. Крепенький рассказ. Да ещё и с моралью.

О, вот что! Мораль меня такая не устраивает. Очередной "народ-гитлер" очередного своего интеллигента -благодетеля растерзал. Причём с середины рассказа мы это уже понимаем. И автор, не скупясь, живописует нам дикость деревенских нравов и благородство образованного класса. Беззубая либеральщина, короче, кайфующуя от высокоморальности своих высокоморальных выборов и благородства. Фу, мля :eps:

 
   Сообщение № 8. 8.5.2017, 12:12, Алексей2014 пишет:
Алексей2014 ( Online )
Странник

*
Демон
Сообщений: 1429
профиль

Репутация: 107
"Он ловит мышей и ласково обращается с детьми, если они не слишком сильно тянут его за хвост. Но исполнив свои обязанности, в свободное время, особенно когда настают лунные ночи, кот уходит и гуляет один, где ему вздумается." (с) - Киплинг

Понравилось почти всё. Местами не хватает запятых. Кое-что показалось выбивающимся из стиля: "фарфоровая статуэтка" и "шанс" в устах (или взглядах) деревенщины, "истерика", опять же. Но в целом очень и очень хорошо! Спасибо за удовольствие читать. Удачи!

 
   Сообщение № 9. 15.5.2017, 00:52, P.V.Blanos пишет:
P.V.Blanos ( Offline )
Странник

*
Маг
Сообщений: 398
профиль

Репутация: 80
Рассказ о добровольном жертвенном искуплении за грехи юношеского малодушия и о том, как глупый народ не смог воспользоваться его плодами. Трогающая за живое история сильного героя и глупой толпы. Или... или нет? Давайте же посмотрим.

Для наглядности двигаться будем не по ходу авторского изложения, а в хронологическом порядке сюжета.

1. Главный герой маг-ученик Ратмир в студенческие годы смалодушничал. Это привело к смерти невинного ребенка. И посему сердце героя разрывали потом муки совести. В чем же была суть его малодушия? Автор излагает это так:
Цитата
Догадывался, обо всем догадывался… Но испугался. Правды испугался. Того, что с лучшим другом биться насмерть придется. Гибели верной в безызвестности: безлюдные поля ночь черными крыльями накрыла, за кованой оградой заброшенная усадьба слепыми окнами добычу выслеживала — приключится беда, и следов не найдут. Струсил Ратмир.

То есть Ратмир испугался гарантированной смерти в дуэли с сильным противником Виктором. Логично, оправдано, можно понять. Мальчика жалко конечно, но самому умирать? Вот и вышло потом:
Цитата
Только лошадь до самых городских ворот галопом гнал, и после, уже дома, в безопасности, никак успокоиться не мог.
А наутро королевская стража в спальню вломилась…

Секундочку. Если Ратмир обо всем догадался, и заступаться за ребенка перед Виктором он испугался, то какого же черта сразу от этого особняка он не отправился к страже за помощью? Почему никого не поставил в известность? Почему не отправил хотя бы анонимную записку? Вместо всего этого он тупо отправился спать. Ну... ну может быть это ничего бы и не изменило уже? Давайте ка проглядим:
Цитата
Накрыли, в общем, чернокнижников, против всех законов людских и небесных пошедших. Посреди обряда накрыли, над еще теплым телом шестилетнего мальчишки — чуть-чуть королевские гвардейцы не успели ребенка спасти.

То есть кто-то другой уже позже навел стражу на шабаш, и поэтому стражники чуть-чуть опоздали. Это приводит нас к закономерному выводу, что если бы тонко-чувствующий и страдающий о судьбе ребенка Ратмир не отправился после поездки спать, а немедленно вызвал бы стражу, то ребенок был бы гарантированно спасен.
В итоге, мы вынуждены рассмотреть две версии этой сцены. Первая - Ратмир никакой не совестливый страдалец. Ему было пофиг на ребенка и его судьбу, и именно поэтому он совершенно спокойно свалил спать вместо того, чтобы вести людей на подмогу. Вторая - весь этот флэшбек - искусственно и неумело сварганеная сцена, которая имеет цель создать герою трагический облик. Искусственная и картонная от и до. Реалистичность же самой этой истории изначально в расчет не бралась.

Двигаемся далее.
2. На определенном этапе жизненного пути Ратмир встречает и берет в пленники персонификацию ужасного мора, который терзает всю страну. Мор умеет перевоплощаться в девочку и в кошку. Так же может вселяться в человека (со смертельным исходом для последнего) и может передавать болезни прикосновениями к другим людям. Короче, демон мора распространяет мор - все вполне очевидно. Сам мор, судя по всему, является формой могущественного демона "виесы", известного многим опытным магам. По ходу рассказа мы наблюдаем за тем, как Верховный Маг читал доклад старосты деревни о появлении таинственной девочки у Ратмира, наблюдал в деревне белую кошку, а так же лицезрел один сожженный труп больного чумой.
О чем нам говорят все эти сцены? Есть опять два варианта.
Первый.Все маги в этом рассказе кроме Ратмира - полные дилетанты и бездари (включая Верховного), поскольку по характеру своей профессии наверняка знали о существовании демона "виесы" и его характеристиках. И тем не менее, имея перед глазами а)рассказы свидетелей о девочке б)наличие в деревне белой кошки в)труп больного чумой в незараженной деревне - не смогли сложить 2+2 и остались без малейшего подозрения о том что же там случилось.
Второй. Демон мора виеса был уникальнейшим экземпляром, с которым ранее никто никогда не сталкивался и чьих характеристик и способностей никто не знал (поэтому и не распознали в конце). Это вариант приводит нас к выводу о том, что Ратмир (аналогично первому варианту) маг офигеннейшей силы, поскольку не имея опыта и знаний смог как-то за кадром пленить этого опасного противника. Да-да, в рассказе нет ни одного слова о том, каким образом Ратмир пленил демона мора. Мы просто имеем эту информацию как "дано" в задаче.
Итог. По никак не объясненной причине от действий Ратмира внезапно стали зависеть жизни всей деревни (как минимум). Очень удобное для сюжета стечение обстоятельств.

Идем дальше.
3. Дух мора пытается сбежать из плена Ратмира. Он искушает мага освободить его, искушает прикоснуться к нему (и тем самым разнести болезнь) случайного крестьянина образом беззащитной девочки и дочку старосты образом любопытной кошки, выглядывающей из сумки. Но Ратмир каждый раз пресекает эти попытки даже ценой создания подозрений у селян. Но возникает вопрос: почему виеса, при том что она не связана ни в образе девочки ни в образе кошки - ни разу не пытается сама прикоснуться к кому-либо? Кошка никуда не убегает, не ластится, не прыгает на колени. Девочка сама ни к кому не подходит, за руку сама не берет. В обоих образах виеса и не думает куда-то убегать. Варианта у нас снова два.
Первый. Виеса и Ратмир видимо связаны какими-то заговорами или заклинаниями, которые запрещают духу мора так поступать. Эти заклинания настолько избирательны, что разрешают девочке гулять вокруг избы мага, но не разрешают ей же сделать лишний шаг к любопытному крестьянину. Они позволяют кошке бегать по избе, но не позволяют подбежать к крестьянке на пороге. Почему я сказал в самом начале "видимо"? Да потому что мне пришлось изобрести все эти объяснения самому, ведь в рассказе об этом нет ни единого упоминания или намека. Чиатель сам вынужден гадать о таком странном поведении виесы.
Второй. Логичное и объяснимое поведение виесы с самого начала не предусматривалось в рассказе. С самого начала было принято решение, что сцены с одновременным присутствием демона мора и крестьян будут всего лишь поводами для возбуждения подозрений к Ратмиру, а вовсе не эпизодами какого-то внятного, логичного и продуманного рассказа. Таким образом, демон виеса тут не элемент живой истории, а главный предлог для требуемой концовки.

Продолжаем разговор.
4. Селяне в рассказе выставляются недалекими, темными, агрессивными дураками, которые жестоко казнили человека, который принял за них муки. Тем не менее, поведение селян с точки зрения стороннего наблюдателя не выглядит таким уж действительно неоправданным. Как бы мы не ответили на вопрос 2 выше, достаточно очевидно что о характеристиках и вообще о факте существования виесы крестьяне знать не могли. И что же они видели?
Минимум два человека видели девочку в доме Ратмира. Один человек видел факт насилия над этой девочкой (маг бросил её о стену). Ратмир был причастен к смерти ребенка на темном ритуале в прошлом. Сам Ратмир существование девочки отрицает. Ратмир ведет себя в последнее время подозрительно (отсылает за огромные деньги загадочные письма). В доме Ратмира найдены следы крови.
Где здесь признаки самодурства и темноты крестьян? Кто другой на их месте пришел бы к иным выводам? В каком месте крестьяне что-то выдумали? Кто из крестьян свидетелей в чем-то солгал?
Все поступки крестьян исходя из имеющейся у них информации выглядят вполне логичными. Даже скоропостижное сожжение Ратмира было продиктовано исключительно терминальной стадией его заболевания мором (изначально хотели ждать властей).
То есть все действия крестьян если и не идеальны, то по крайней мере логичны и оправданы. Тем не менее текст рассказа в конце однозначно приговаривает их всех к смерти за их поступки. В чем причина такой концовки?
Первая. События рассказа в деревне оказались серией невероятных совпадений. Все наблюдения крестьян за Ратмиром по невероятному стечению обстоятельств исключительно давали мотивы подозревать последнего в чем то недобром. Виесе просто невероятно повезло с тем, что ни разу Ратмир не попытался прямо объяснится с крестьянами или попросить у них помощи. Но к этому мы еще вернемся.
Вторая. Сцены рассказа были искусственно сконструированы так, чтобы тупые недалекие крестьяне тут и там беспочвенно подозревали мага, обесценивая его жертву. В рассказе с самого начала была цель дать не реалистичные отношения мага с селянами в заданных условиях, а подготовить жертвенную смерть героя от рук темной толпы.

5. Ратмир, понимая бесперспективность сражения с виесой в одиночку, пытается позвать на помощь других магов. Но из-за своего темного прошлого не встречает от них помощи. При этом возникает вопрос, за что же коллеги-маги его так ненавидят? Они ведь не тупые крестьяне, которые кормятся слухами и для которых нет никакой разницы, убивал ли человек ребенка на шабаше или по незнанию подвез жертву к месту убийства. Маги то уж пожалуй должны были предельно хорошо знать об этом беспрецедентном преступлении в их кругу и о том, что Ратмир не был убийцей. Между тем та ненависть с которой городской маг отсылает посланника говорит о том, что в его глазах Ратмир чуть ли не сам ребенка ножом закалывал. Не меньше вопросов дает и само поведение Ратмира. Если на кону были жизни всей деревни (а вероятно и всей страны), то почему он послал только одного гонца? Почему он не подстраховался? Если на счету был каждый день, то почему не послал гонца с самого же начала, в ту же ночь разбудив старосту и не отправил гонцов немедленно? Ведь у Ратмира были огромные по меркам деревни средства? Если кровь животных помогала Ратмиру сдерживать виесу, то почему он не скупил в деревне всех быков, коров, кур и вообще всю живность? Почему....
Почему Ратмир вообще ничего не сказал жителям деревни? Почему он не попросил их о помощи? Отправить сотню гонцов во все города за все свои деньги. Эвакуировать деревню. Согнать к нему всю живность. Отправить свое сраное письмо не закрытым, а открытым текстом! "У меня в плену дух мора!! Всем магам сюда, а всем прочим - сье*%№аться немедленно!". И слухи за пару дней бы сделали всю работу! Может быть и не поверили бы все, но кто-то бы поверил, а кто-то бы за деньги согласился помочь, а кто-то бы и просто "на всякий случай" из деревни бы уехал и по дороге бы растрепал. Так или иначе, даже попытки что-то сказать крестьянам о виесе тут не было. Потому что с самого начала тут рассказ не о том, как Ратмир боролся с мором, а о том, как Ратмир готовился героически помереть от рук темной толпы.

Ладно, хорош. Мне кажется, я уже достаточно наглядно показал, что в этом рассказе не было цели сделать какую-то логичную историю. С первых строк сюжет начинает подводить читателя к тому, как тупой и темный народ сожжет жертвенного и бескорыстного героя. Реальной продуманной историей тут и не пахнет. Все сцены тут полностью искусственные и специально подогнанные к изначальной цели. Основная сюжетная мысль выражена предельно ясно: Тупое быдло способно только жечь гениев. А гений же бескорыстен и жертвенен как сам Иисус, и даже на пороге смерти представляет из себя само совершенство, не позволяя себе отомстить убийцам.

Безусловно, читатель, который имеет идеологически сходное отношение к простому народу как к тупому быдлу такой рассказ оценит и полюбит. Читатель же, который ищет хорошую и правдоподобную историю обнаружит тут сплошные декорации для пошлой и предсказуемой постановки.

Не могу не согласиться с этими словами:
Цитата(Salladoretz)
О, вот что! Мораль меня такая не устраивает. Очередной "народ-гитлер" очередного своего интеллигента -благодетеля растерзал. Причём с середины рассказа мы это уже понимаем. И автор, не скупясь, живописует нам дикость деревенских нравов и благородство образованного класса. Беззубая либеральщина, короче, кайфующуя от высокоморальности своих высокоморальных выборов и благородства. Фу, мля


Диво дивное еще и в том, что если читатель не восторженно сморит в ангельский свет рассказа, а пытается думать головой, то он понимает, что центральный акт жестокости сельчан - сожжение Ратмира - по своей сути является актом милосредия, т.к. какой бы не была болезненной смерть в огне, это все равно более гуманно чем медленное и чудовищно мучительное гниение заживо от мора, который Ратмир сам в себя впустил. То есть и тут крестьяне на самом деле оказались морально и этически выше чем текст рассказа хотел бы их сделать.

Прошу простить меня за эту безразмерную простыню. Просто мне непередаваемо обидно с одной стороны и одновременно жутко бесит с другой стороны, когда я вижу как автор с руками из нужного места, с отличными литературными навыками, с поставленным слогом и отличным владением языком начинает втюхивать читателям идеологический суррогат с отвратительным морально-этическим содержанием. Это рассказ очень хорошо написан. И тем больше во мне злости за ту ненависть, который он нацелен вызывать в читателе по отношению к обычным людям (крестьянам, провинциалам и вообще, шире говоря, к людям, которым с образованием повезло меньше, чем безусловно ассоциирующим себя с Ратмиром представителям интеллектуалов).

 
   Сообщение № 10. 20.5.2017, 15:40, Lordi пишет:
Lordi ( Offline )
Странник

*
Адепт
Сообщений: 158
профиль

Репутация: 15
Рассказ о непонятом колдуне, который пытался спасти всех. Написано умело.
Но к сюжету можно придраться. А все потому, что автор намерено настраивать читателя против крестьян. Собственно они и есть главные антагонисты рассказа. Любопытные, наглые и глупые. Такие, что совсем в это не веришь. Зато колдуна автор оправдывает всеми силами. Он и против друга не смог пойти, и собой жертвует, чтобы вину искупить, и из последних сил сдерживает Мор…. Но сюжет пошел против автора и колдуну особо не переживаешь. Весь рассказ, собственно говоря, и думаешь: а почему колдун не может пойти и объясниться? Неважно кому: крестьянам, магу, еще кому-нибудь? Да, стражникам в конце то концов! Сидит сычем такой ни кем не понятный.
Итог: слишком искусственная драма.

 
Мотыжник Рассвета ( Offline )
Семь отчаянных личностей

*
Демон
Сообщений: 1357
профиль

Репутация: 75
Мне понравилось. Некоторые моменты уже встречались совсем недавно, вроде чар за годы жизни, но это вполне приемлемо, ибо здесь скорее маг лишается жизненной силы, пока держит Мор в повиновении. Флешбеки вписаны довольно хорошо. Персонаж ГГ довольно стандартный, но это ничего. Бывает всякое. 8,03 из 9,95.

 
   Сообщение № 12. 28.5.2017, 16:06, Jah пишет:
Jah ( Offline )
Странник

*
Архимаг
Сообщений: 965
профиль

Репутация: 115
Отличный рассказ. Как по мне, один из претендентов на победу. Понравилось построение сюжета. Перед читателем последовательно раскрывается история колдуна: все детали на месте, все объяснялки органично вплетены в повествование. Филигранная качественная работа. Язык отличный живой. Герои обладают психологией и индивидуальностью. Мне Кузьма больше всех понравился. Так талантливо прописана его мотивация. Придираться даже и не хочется, разве что ссылки эти, они не оформлены, а мотаться по тексту туда сюда не особо удобно.

Есть правда один глобальный момент, который мне лично пришелся не особо по душе. Что мы имеем в конце? Спасенная деревня продолжит жить своей жизнью. Королевство и все его маги продолжат жить своей жизнью. Никто и не понял, что произошло. А те, кто понял, никому не рассказали. Как-то разочаровывающе выглядит. Автор скажет: реализм. Но я отвечу: брехня, ничего не мешало магу включить мозги и найти реальный выход, вместо того, чтобы разыгрывать пафосную смерть. Красиво трагично, но чертовски пассивно-жертвенно. Конечно, сугубо мои предпочтения: люблю героев эгоистов, которые думают о том, как спасти свою задницу, а не человечество.

Вот, а в целом, рассказ замечательный. Автору спасибо. Я все равно буду болеть за "Оазис", но и ваш рассказ будет в моем топе.



P.V.Blanos
Цитата
Безусловно, читатель, который имеет идеологически сходное отношение к простому народу как к тупому быдлу такой рассказ оценит и полюбит.

Упс... :rolleyes:
Ну не знаю. Такие жесточайшие обобщения меня пугают. По моему психология средневековой деревеньки представлена весьма толково. Есть свой маленький социум с мифологическим сознанием и есть чужак. Честно говоря, у меня во время прочтения рассказа из головы "Тихий Дон" не выходил. Может это не уложится в вашу идеологию, но там и пострашнее вещи показаны. Потому что проблема не в идеологии, а в отношении свой-чужой, которого не чувствуется в более менее большом городе, но в небольших социальных группах... спросите у школьников или зэков. Конечно, встречаются вариации, но показанное автором вполне справедливо. Просто не надо обобщать конкретный пример до размеров вселенной.




 
   Сообщение № 13. 29.5.2017, 16:58, P.V.Blanos пишет:
P.V.Blanos ( Offline )
Странник

*
Маг
Сообщений: 398
профиль

Репутация: 80
Цитата(Jah)
Ну не знаю. Такие жесточайшие обобщения меня пугают. По моему психология средневековой деревеньки представлена весьма толково. Есть свой маленький социум с мифологическим сознанием и есть чужак. Честно говоря, у меня во время прочтения рассказа из головы "Тихий Дон" не выходил. Может это не уложится в вашу идеологию, но там и пострашнее вещи показаны. Потому что проблема не в идеологии, а в отношении свой-чужой, которого не чувствуется в более менее большом городе, но в небольших социальных группах... спросите у школьников или зэков. Конечно, встречаются вариации, но показанное автором вполне справедливо. Просто не надо обобщать конкретный пример до размеров вселенной.


Примеры, когда сплоченный коллектив отторгает пришлого только за то, что он чужой, хорошо известны. И я не собирался доказывать, что мол все крестьяне - ангелы небесные и никогда никому вилы в пузо не совали. Дело вовсе не в этом. Бывало что и вешали, и сжигали, и чего только не делала толпа с незнакомцами. И каждое такое преступление всегда имело свои причины - религиозные, социальные, этнические и т.д. И если бы какая-то из таких ситуаций была показана здесь, то у меня бы вопросов не было. Но в этом рассказе входные данные и здравый смысл не предполагают такого развития событий, которое искусственно создает автор.

И причем здесь концепция "свой-чужой", если маг в деревне совсем даже не чужой:
Цитата
Чароплета хоть и побаивались, но больше по привычке — за пять лет, что рядом жил, вреда от него не знали, один толк: кому зуб больной выдрал, кому порося от поноса вылечил, кому погреб от мышей заговорил. Волков в голодную зиму отвадил опять же.

Его отлично знали и уважали в деревне. Между тем, никто не попытался поговорить с ним на чистоту перед тем как браться за вилы. Вы в такое верите? Я нет.
За пять лет этот маг, живущий в одиночестве и регулярно помогающий селянам, судя по всему так ни с кем и не смог познакомиться, подружиться. Иначе как объяснить, что он героически сам противостоял мору у себя дома и даже не попытался кому-то хоть что-то рассказать? В это я тоже не верю.

Мое убеждение по поводу художественной литературы состоит в том, что для того, чтобы читатель проникался повествованием и сопереживал персонажам, то он должен в рассказ верить (в рамках авторской вселенной). В этом рассказе читателя ждет не мир и персонажи, которые образуют основу истории, а наоборот. Сначала была придумана история про жертвенного героя, а под нее потом мастерили все сцены, подгоняли персонажей, их реакции и поступки. И смастерили все это криво и нелогично, хоть и технически умело. Поэтому и в рассказ я не верю.

 
Рикардо Дель Тави ( Offline )
Неистовый читатель

*
Форумный мангуст
Сообщений: 5993
профиль

Репутация: 483
Цитата
Бабка Хавронья, коей внук

*отрыгивает часть ужина*
Фу, опять эта блевотная стилизация под славянщину. Нинавижу, аш кюшать ни магу! :brr:
Цитата
Намешал в глиняной кружке с отколотым краем корень женьшеня

Угу. :facepalm:
В условно-славянской лексике торчит аки лом в навозе китаицизм. Происходит от кит. дєєеЏѓ (rГ©nshД“n) «женьшень», далее из дєє (rГ©n) «человек» + и”? (sД“n) «корень».
Цитата
Знала, окаянная, все о нем знала теперь. Как и он об ней.

Об клавиатуру бы тебя, да лбом твоим стоеросовым за такую стилизацию постылую. :zloi:

Конфликт произведения.
Внешний, между Ратмиром и Мором.
Внешний, между деревенскими и колдуном.
Характер главного героя.
Ратмир — маг-ренегат, из-за трусости которого в прошлом погиб ребёнок.
Нормальный персонаж.
Сюжет и динамика.
Динамика, на мой вкус, отвратительна из-за кособокой и нелепой стилизации под славянщину. :dead:
Сюжет про попытку искупить грех — хороший, годный. :respect:
Что у автора получилось.
История об искуплении, которую погубила угрёбищная стилизация. Собственно, никого не жалко. Ни колдуна, ни тупорылых крестьян, что, увы, не перемрут от чумы. Я бы предпочёл, чтобы сдохли все, так меня злит эта говностилизация. :devil:
Обиделись на мангуста?
Тогда распечатайте этот текст, подходите к зеркалу и громко читайте с выражением!

«Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал – я накажу его своей обидой. О, пусть видит, как это важно – моя обида, пусть он получит её в качестве наказания за свой «проступок». Ведь я очень, очень важный индюк!

Я не ценю свою жизнь. Я настолько не ценю свою жизнь, что мне не жалко тратить её бесценное время на обиду. Я откажусь от минуты радости, от минуты счастья, от минуты игривости, я лучше отдам эту минуту своей обиде. И мне всё равно, что эти частые минуты сложатся в часы, часы – в дни, дни – в недели, недели – в месяцы, а месяцы – в годы. Мне не жалко провести годы своей жизни в обиде – ведь я не ценю свою жизнь.

Я очень уязвим. Я настолько уязвим, что вынужден охранять свою территорию и отзываться обидой на каждого, кто её задел. Я повешу себе на лоб табличку «Осторожно, злая собака» и пусть только кто-то попробует её не заметить! Я окружу свою уязвимость высокими стенами, и мне плевать, что через них не видно того, что происходит снаружи – зато моя уязвимость будет в безопасности.

Я раздую из мухи слона. Я возьму эту полудохлую муху чужого ляпа, я отреагирую на неё своей обидой. Я не напишу в дневнике, как прекрасен мир, я напишу – как подло со мной поступили. Я не расскажу друзьям, как я их люблю, я полвечера посвящу тому, как сильно меня обидели. Мне придется влить в муху столько своих и чужих сил, чтобы она стала слоном. Ведь от мухи легко отмахнуться или даже не заметить, а слона – нет. Поэтому я раздуваю мух до размеров слонов.

Я нищ. Я настолько нищ, что не могу найти в себе каплю великодушия – чтобы простить, каплю самоиронии – чтобы посмеяться, каплю щедрости – чтобы не заметить, каплю мудрости – чтобы не зацепиться, каплю любви – чтобы принять. У меня попросту нет этих капель, ведь я очень, очень ограничен и нищ».

Музыка для автора:
Стиль Бомжа - Сдохнуть

 
   Сообщение № 15. 3.6.2017, 00:08, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Кузнец
Сообщений: 11741
профиль

Репутация: 634
Тема несправедливости и неблагодарности - это, извиняюсь за каламбур, благодатная тема :) Читатель сразу начинает сочувствовать безвинно пострадавшему, возмущаться - а это уже эмоции. Рассказ, который вызывает хоть какие-то эмоции, кроме скуки, хороший рассказ.

Начало очень напомнило почему-то "Волкодава". Ну, то есть понятно почему - все ж славянские мотивы. Но еще показалось, что есть параллели в "простом, но честном" стиле авторов.

В общем, хороший рассказ, мне понравилось.

 
   Сообщение № 16. 11.6.2017, 18:13, Just D пишет:
Just D ( Offline )
Мечтать не вредно...

*
Маг
Сообщений: 394
профиль

Репутация: 50
Пока что это второй рассказ из финала (наряду с "До смерти я свой бранный щит не брошу"), который меня зацепил и которому я желаю пройти в Топ.

Написано качественно, интересно и с интригой. Стилизация есть, персонаж - страдающий, сопереживательный - есть. Флэшбеки и наст. время - тоже присутствуют.

Ну из минусов (или всё же из плюсов?..) отмечу образ гг. Уже в третьем рассказе этого сезона мне мерещится Снейп :)

Автору безусловное СПАСИБО.

 
   Сообщение № 17. 17.6.2017, 02:52, bsv пишет:
bsv ( Offline )
Delenda est



Оргкомитет Пролёта Фантазии
Сообщений: 2864
профиль

Репутация: 196
Спасибо, автор.

Финал застал меня в Северной Америке при жаре +32, но душа оставалась холодной к финалу, пока не прочитала - этот.
Может, будут ещё, хорошие тоже, но этого колдуна - запомню точно:)

 
   Сообщение № 18. 27.6.2017, 12:17, Eric пишет:
Eric ( Offline )
steel

*
Демон
Сообщений: 1153
профиль

Репутация: 146
Рассказ неплохой, но сюжет далек от нового. Стандартная деревушка, колдун, противостояние и тупость простого люда. Стилизация не понравилась. Знаете, почему? Потому что наряду с этим
Цитата
Впереди чароплет, две седмицы его не видать было

сильно выделяется вот это
Цитата
даже гениальным — звание лучшего выпускника года и королевский гранд

Цитата
Я тут начал одно любопытнейшее исследование касательно духов.

Старорусская речь в начале и уже такая себе современная с редкими канцеляризмами ближе к середине/концу :confuse: Вы уж выдерживайте выбранный стиль, автор.

По сюжету. Начало увлекло: интересно, красиво, с объяснениями не "в лоб", а через воспоминания. Хорошо выстроенный рассказ. Но чем дальше в лес, тем больше дров. Очень растянутая первая, описательная половина, и как несущийся к концу ком - вторая. В итоге я немного не понял концовку, поэтому прошу автора после деанона объяснить этот момент:

СПОЙЛЕР!
Свернутый текст
Цитата
Я тут начал одно любопытнейшее исследование касательно духов. Ты, например, знаешь, как рождаются алеры[2]? Нужно невероятно сильное осознанное желание защитить кого-то, доходящая до безрассудства жертвенность во имя чужого благополучия. Готовность бескорыстно отдать собственную жизнь и посмертие ради спасения другого человека и тем принять ответственность за его дальнейшую судьбу.
Цитата
По коньку за спинами селян прошлась кошка, повернула светлую морду с черным знаком змеевика на лбу, лукаво, предупреждая, сверкнула сапфировыми глазами.

Цитата
тотемный столб поставить белой кошке-защитнице.

Кошка - это перевоплотившийся Ратмир или же совершенно отдельное существо из алер?

Но в целом весьма читабельно :wink:

 
   Сообщение № 19. 28.6.2017, 09:57, Xronik пишет:
Xronik ( Offline )
Речь идёт о тебе

*
Демон
Сообщений: 1280
профиль

Репутация: 188
Как говориться: "Один раз замараешься, всю жизнь в свиньях ходить будешь". Рассказ вызывает эмоции, за героя переживаешь. Интересный крепкий рассказ.

 
   Сообщение № 20. 3.7.2017, 23:22, Графоманъ пишет:
Графоманъ ( Offline )
Раздолбай со стажем... :-))

*
Архимаг
Сообщений: 840
профиль

Репутация: 74
И да простит меня автор...
Ибо нефиг было в десятку попадать... а так, глядишь бы, и мимо прошел.
Ну, поехали, чо ли...
Про жень-шень - уже писали. Сразу выбивается из атмосферы.
Напрасно, старается: он не тот чванливый щенок... Ну на кой хрен тут зпт? Ешкин же кот, ну хоть три рассказа было бы вычитанных, так ведь нет.
А что? Неплохой рассказ. Осмысленный, а не абы как. Пожалуй, в основных моментах с автором согласился бы. Ну вот такие они, пасторальные пейзане.
Уже говорил - никаких сносок. Никаких! Любую сноску можно решить другим образом.
Чуть шлифануть текст, чтобы выдержать выбранную стилистику... И от меня плюсик будет.
::D:

 
   Сообщение № 21. 8.7.2017, 23:07, Аленка пишет:
Аленка ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 12
профиль

Репутация: 0
Доброго всем времени суток.
Наконец-то добралась до клавиатуры и интернета (две недели без интернета - и полностью выпадаешь из жизни :x_x: ). Очень приятно войти в десятку "Пролета" (это была цель-максимум, цель-минимум - просто попасть в финал ::D: ).
Спасибо всем: и за поддержку, и за критику, и за детальные разборы. В ближайшие дни попробую отыскать немного свободного времени и отписаться каждому комментатору, ответить на поднятые вопросы.
С уважением, Алена.

 
   Сообщение № 22. 10.7.2017, 15:30, Аленка пишет:
Аленка ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 12
профиль

Репутация: 0
Ataya

Цитата
эгоистичное побуждение загладить вину стало чище, и выше, что ли

Хорошо подмечено. :respect:

История ожила, и, на мой взгляд, это главное. А отторжение, возможно, возникает потому, что в истории нет ни одного однозначно положительного персонажа, нет единой "правильной" точки зрения на события.

Цитата
Я, наверное, прочла невнимательно - но Виктора они все же, того самого, да?

Не совсем поняла, что Вы имели в виду. Виктора казнили за несколько лет до появления Мор, к событиям в деревне он имеет разве что косвенное отношение: как источник информации, откуда Ратмир почерпнул знания, чтобы поймать виесу, и, конечно, как мотиватор.


Тави Тум

Цитата
Есть стилизация под простонародную речь, вполне грамотная и довольно чётко отделяющая "народные" куски повествования от "чародейских".

Мурчу-мурчу, приятно, что заметили. В рассказе несколько фокальных персонажей, а потому я старалась менять стиль в зависимости от того, кому принадлежит отрывок, хотя, судя по другим комментариям, над стилем мне еще предстоит поработать.

Цитата
Я тоже не сразу догадалась, кто она такая, хотя в целом это довольно простой вывод.

Рабочее название рассказа было "Колдун и Морунья", никаких там непонятных виес. Потом автор решил немного схитрить и запутать читателя :wink:

Цитата
Флэшбек, мне кажется, можно было бы расписать побольше и поточнее. А то Виктор получается не очень достоверным злодеем - вроде бы достаточно умный и хитрый, весь из себя гениальный маг, но почему-то "подставляется" и допускает собственную гибель, хотя мог бы, наверное, провести ритуал в тайне.


«На всякого мудреца довольно простоты». Виктор, конечно, у нас талантливый и умный, но все-таки он еще молод, в чем-то самоуверен, а в Совете Магистров тоже не дураки сидят. Ритуал проводился втайне, все было подготовлено. Например, Виктор решил воспользоваться каретой своего друга, чтобы вывезти мальчишку из города, потому что знал, что ее не остановят. Обратите внимание на этот момент.
Цитата
Навстречу промаршировал патруль, капитан скользнул взглядом по гербу на боку брички и равнодушно отвернулся.


Но в то же время была замешана целая группа чернокнижников. А если тайну знают двое - это уже не тайна.

Честно говоря: была мысль раскрыть Виктора подробнее (например, поднять вопрос о допустимости злодеяния ради "благой" цели), но флэшбеки - вещь коварная, переборщишь - убьешь динамику основной истории и да и акценты не захотела смещать.


Ри 1

Спасибо. Раз понравился, значит, не зря писался.
Цитата
В кошке-защитнице воплотился маг?

Скорее, тут можно говорить о слиянии Ратмира и виесы и их общем перерождении.

"Досадливо" исправлю.


Бойцовая Белка

Цитата
Откровенно говоря, когда речь зашла об искуплении вины колдуном, я догадалась, каким оно будет. Ну да что там - все логично.

Любой поворот должен быть тщательно подготовлен. Честно, тоже часто вижу развешанные ружья и понимаю, что будет в конце. Иногда мешает.
Над стилем еще поработаю, хотя не со всем согласна. Мне не слишком импонирует появившаяся в последнее время тенденция к упрощению.


Эллекин
Ванильное женское фэнтези? Не... такого обычно не пишем. Боюсь на том берегу Стикса уже полно ребят, желающих сказать мне пару ласковых. :eh:


Salladoretz
Цитата
И автор, не скупясь, живописует нам дикость деревенских нравов и благородство образованного класса. Беззубая либеральщина, короче, кайфующуя от высокоморальности своих высокоморальных выборов и благородства.

Сижу в ступоре от подобной трактовки. :dead: Рассказ был совершенно не об этом, но автор и читатель читают две совершенно разные истории, как говорится.

Алексей2014
Спасибо за пожелание и, особенно, конкретные замечания. Буду править-править-править.




 
   Сообщение № 23. 11.7.2017, 20:50, Аленка пишет:
Аленка ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 12
профиль

Репутация: 0
P.V.Blanos

Прежде всего поздравляю вас с абсолютно заслуженным третьим местом. Ваш рассказ мне понравился и запомнился, хотя и возникло некоторое недоверие к монологу Ульрики. Но речь сейчас не о том, а о моей рассказявке, вызвавшей у вас целую кучу гневных вопросов.

Цитата
Рассказ о добровольном жертвенном искуплении за грехи юношеского малодушия и о том, как глупый народ не смог воспользоваться его плодами. Трогающая за живое история сильного героя и глупой толпы. Или... или нет?

Или нет. Первую часть Вы правильно назвали, со второй... не угадали.

Начнем по пунктам.
1.
Цитата
В итоге, мы вынуждены рассмотреть две версии этой сцены. Первая - Ратмир никакой не совестливый страдалец. Ему было пофиг на ребенка и его судьбу, и именно поэтому он совершенно спокойно свалил спать вместо того, чтобы вести людей на подмогу. Вторая - весь этот флэшбек - искусственно и неумело сварганеная сцена, которая имеет цель создать герою трагический облик.


Вернемся к хронологическому началу истории.
Цитата
Над Ратмиром Виктор взял шефство с первого семестра академии, разом оградив от нападок сокурсников, не простивших задиравшему нос недорослю знатного происхождения. Многим молодой маг был старшему товарищу обязан: и колдовские премудрости ему Виктор объяснял, интерес к наукам привил, с чем все надомные учителя не сладили; и с семьей, считающей, что из наследничка ничего уже путного не выйдет, помог примириться; и спесивую дурь из головы выбил, настоящей жизни научил, которая из-за обтянутых бархатом стен, блюдцев с золотой каемочкой и не виделась.

Довольно неприятный тип вырисовывается: "золотой мальчик", эгоист, ставящий себя выше других. Под влиянием Виктора (злодея, детоубийцы Виктора!) все это, конечно, смягчилось, но полностью исчезнуть не могло. Было ли какое-то дело ему до чужого мальчишки в тот момент? Скорее, нет, чем да. С другой стороны, привычка смотреть на окружающих свысока еще не означает приемлемость жертвоприношений.

Цитата
Только лошадь до самых городских ворот галопом гнал, и после, уже дома, в безопасности, никак успокоиться не мог.

Ни о каком спокойствии речи не идет.

Цитата
Секундочку. Если Ратмир обо всем догадался, и заступаться за ребенка перед Виктором он испугался, то какого же черта сразу от этого особняка он не отправился к страже за помощью? Почему никого не поставил в известность? Почему не отправил хотя бы анонимную записку.

Хороший вопрос, возможно, главный в этой сцене. Рассмотрим, кем был Виктор для Ратмира.

Цитата
Виктор... Лучший друг, практически брат, которого всегда не доставало Ратмиру

Лучший друг, возможно, единственный, наставник, не побоюсь этого слова, идол. Ратмир испытывал сильную духовную привязанность, даже зависимость от своего старшего товарища. Заметьте, даже после случившегося в столице, после изгнания, Ратмир продолжал носить браслет, подаренный ему Виктором.

Цитата
Догадывался, обо всем догадывался… Но испугался. Правды испугался.

Правды! Прежде всего Ратмир испугался правды о Викторе! А уж потом всего остального. Людям свойственно верить в то, во что они хотят верить, держаться за заблуждения. Моральные ценности (неприемлемость жертвоприношения) вступили в конфликт с эмоциональной зависимостью молодого мага от Виктора. А потому Ратмир привычно, не в первый раз, закрыл глаза на "темную" сторону своего друга, попытался убедить себя, что все померещилось.

2. Честно говоря, я не понимаю, почему вы пришли к таким выводам. Верховный маг прекрасно понял, что произошло в деревне, а именно: Ратмир пленил Мор, из-за чудовищного стечения обстоятельств (ну да, автор постарался, эту вину признаю) Ратмир погиб, но благодаря своей жертве перевоплотился в алера (кошка с руническим знаком в конце - это уже не виеса!).

Цитата
Сам мор, судя по всему, является формой могущественного демона "виесы"

Виес, виеса - общее официально принятое название злобных духов, к которым относится и Мор.

Что же касается уникальности виесы, явление это не слишком распространенное, но в магических кругах известное, по крайней мере, тем, кому об них знать положено.

Цитата
Тварью оказался Виктор, но тварью талантливой: многому научил, о чем даже не все наставники академии ведали. От него узнал и как хвори людские исцелять-насылать, и как с темными духами управляться.

О способах управляться с темными духами Ратмир узнал от Виктора, про никакую офигенную силу речь в данном случае не идет, скорее, о весьма среднем уровне, если он не смог уничтожить духа самостоятельно.

Цитата
Да-да, в рассказе нет ни одного слова о том, каким образом Ратмир пленил демона мора.

Знаете, мне кажется, техническая сторона пленения виесы не так уж и важна для общей идеи рассказа. А о событиях можно догадаться: виеса приблизилась к деревне, Ратмир ее почувствовал и поймал в ловушку.

Цитата
Все маги в этом рассказе кроме Ратмира - полные дилетанты и бездари

Между прочим, Верховный маг к этому времени практически стал на след нашей виесы, иначе с чего бы ему приходить в захолустье?

3.
Цитата
Виеса и Ратмир видимо связаны какими-то заговорами или заклинаниями, которые запрещают духу мора так поступать. Эти заклинания настолько избирательны, что разрешают девочке гулять вокруг избы мага, но не разрешают ей же сделать лишний шаг к любопытному крестьянину.

Знаете, всю голову сломала, как с одной стороны объяснить нюансы связи между виесой и Ратмиром, с другой не впасть в занудство.

Цитата
Спать было нельзя. После заката любая нечисть силу набирает, расслабишься — беды не избежать. До третьих петухов дежурить придется, а уж на рассвете и подремать в полглаза можно — опасно, но ни один человек иначе не выдержит.

Цитата
Колдун неохотно встал, приказал: "Обернись!" — в углу вместо девчонки белая кошка сапфировыми глазами сверкнула.

Цитата
Ругал Ратмир себя последними словами. За халатность ругал. Не удержался, уснул и чуть беду не проворонил — еще немного, и коснулась бы виеса руки Кузьмы, проклятье передавая. Злился колдун — и на Мор, и на Кузьку, но больше всего на собственную оплошность. 

Почему Ратмир боится засыпать? Потому что в этот момент он не контролирует поступки Мор. Не даром же, она выбралась во двор, когда он уснул.
Похоже, следовало четче акцентировать на этом внимание.

4.
Цитата
Тем не менее текст рассказа в конце однозначно приговаривает их всех к смерти за их поступки.

То ли обижаться на невнимательность, то ли сетовать на недогадливость. Для деревни все как раз закончилось благополучно: не только избежали мора и наказания за самосуд (как ни крути, а с точки зрения закона это все-таки преступление), но и обзавелись собственным духом-хранителем.

Цитата
Все поступки крестьян исходя из имеющейся у них информации выглядят вполне логичными.

Я полностью согласна, поэтому концовка именно такая, а не полный геноцид, который, не буду скрывать, тоже (пусть и недолго) рассматривался в качестве финала.

5. Тоже весьма хороший вопрос, с которым стоит разобраться. Даже два: отношение Ратмира с коллегами-магами и отношение Ратмира с крестьянами?

Итак, маги... Вернемся опять к хронологическому началу.
Цитата
Над Ратмиром Виктор взял шефство с первого семестра академии, разом оградив от нападок сокурсников, не простивших задиравшему нос недорослю знатного происхождения.

Как видим, с коллегами отношения у Ратмира уже не заладились. Но это так, маленький штрих.

Вернемся опять к истории с ребенком. По закону Ратмира оправдали, но общественное мнение, даже горожан, как видим, имело несколько иную точку зрения на его счет. А чем обычные маги, по сути, отличаются от тех же горожан?
Цитата
хорошо знать об этом беспрецедентном преступлении в их кругу

У нас не узкая кучка избранных, у нас целое магическое сословие - с управленческим аппаратом, с образовательной системой и простыми цеховиками .

Смоделируем ситуацию на наше время: педофил увел и убил ребенка. Известно, что с ним в этот момент видели его закадычного друга. Вы, человек со стороны, случайно прочитавший обсуждение этой новости на форуме, будете разбираться? Поверите, что этот друг ни в чем не виноват? Или, скорее, будете считать, что этого друга отмазал его влиятельный папаша? Я за себя не скажу.

В данном случае Ратмиру просто не повезло нарваться на чистоплюя (кстати, это был не городской маг - опять невнимательность!), к тому же, вполне вероятно, имевшего личные счеты к нему самому или к Виктору (не даром же Верховный маг сравнивает своего помощника с казненным магом). Так что если уж искать антогониста рассказа, то это подмастерье Верховного мага, чья мелочная месть привела к гибели человека.

Пункт следующий: отношения Ратмира и жителей деревни.
Как правильно заметил Jah, никакой либеральной идеологии тут нет и не было, а были отношения "свой-чужой". Да, Ратмир живет в деревне пять лет, да, у него довольно ровные отношения с крестьянами, но напряжение, тем не менее, еще остается: дом колдуна на отшибе, т.е. в отдалении; его все еще опасаются, пусть и по привычке, отношения с "невестами", опять же.
Цитата
Когда в деревне появился, многие заглядывались, пока правду не разведали. Видимо, одна не углядела — понесла, а уж после поняла, от кого. Хоть королевским указом велено чародеям всякий почет и уважение выказывать, а честному люду все-таки лучше поодаль держаться.


И еще один маленький штрих:
Цитата
Не дремучие времена, в конце концов, когда ведьм на кострах сжигали.

Т.е. настороженное отношение к колдунам ко всему прочему имеет достаточно глубокие корни.

Теперь сам Ратмир, точнее, его нежелание обзаводиться дружественными связями.
Тут и страх людей (помним про чуть не устроенный ему в городе суд Линча), и банальное неумение обзаводиться этими связями (учитываем его детство избалованного наследника).

Цитата
Если на кону были жизни всей деревни (а вероятно и всей страны), то почему он послал только одного гонца?

Глухая деревня, до ближайшего города, где могут помочь, несколько дней пути. До остальных очевидно дальше. Посылать толпу в одно место с одинаковыми письмами выглядит, на мой взгляд, бессмысленно. Да и на носу страда, у крестьян каждый день на счету. Кто поедет?

Цитата
Ведь у Ратмира были огромные по меркам деревни средства? Если кровь животных помогала Ратмиру сдерживать виесу, то почему он не скупил в деревне всех быков, коров, кур и вообще всю живность?

А с чего вы решили, что у Ратмира были огромные средства? Возможно, те два золотых были последними, что ему оставила семья.

Цитата
Почему Ратмир вообще ничего не сказал жителям деревни? Почему он не попросил их о помощи?

Возвращаемся к отношениям "свой-чужой". Рассмотрим вариант: колдун принес в деревню чуму, открыто заявил о ней, утверждает, что она не опасна. Поверят ему? Уедут? Скорей всего, в лучшем случае, попросят самого идти куда подальше. Дойдет ли он до города, где можно получить помощь? Виеса не то существо, которое приятно и безопасно иметь в спутниках. А здесь у него дом, причем в отдалении от людей, какие-то зелья, амулеты.
Опять же, если смотреть с точки зрения Ратмира: у него уже есть печальный опыт, когда его обвинили в помощи чернокнижникам.
И напоследок, помним, что спать Ратмиру нельзя. Несколько суток без сна еще никогда не шли на пользу сообразительности.

Цитата
И тем больше во мне злости за ту ненависть, который он нацелен вызывать в читателе по отношению к обычным людям (крестьянам, провинциалам и вообще, шире говоря, к людям, которым с образованием повезло меньше, чем безусловно ассоциирующим себя с Ратмиром представителям интеллектуалов).

Вот, честно, не было желания вызвать ненависть. Мне искренне жаль, что так было воспринято.

Цитата
Тупое быдло способно только жечь гениев

Вот где? Где в рассказе тупое быдло?! Староста, рассудительный мужик, который радеет о выгоде и порядке, который до последнего всех пытался утихомирить? Кузька, дурачок с рыцарскими мечтами? Гришка-посыльный? Вдова скорняка, пошедшая колдуну помощь предложить? Да, они любопытны и болтливы без меры - но это свойственно глухим деревням. Да, у них есть свои недостатки, но и достоинства тоже: например, обостренное стремление защитить слабых - девочку-виесу - благое намерение ведущее к неблагому поступку. И тем страшнее, мне страшнее, когда люди, обычные люди, превращаются в озверевшую толпу.


Пожалуй, хватит. Не думала, что придется писать такой разбор на собственный рассказ.
В любом случае, спасибо. Мне доставило удовольствие покопаться в мотивах персонажей.

 
   Сообщение № 24. 14.7.2017, 21:36, Аленка пишет:
Аленка ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 12
профиль

Репутация: 0
Lordi

Собственно, ваш отзыв словно синопсис отзыва P.V.Blanos, а потому на большинство указанных вами замечаний было подробно отвечено выше.

Мотыжник Рассвета
Как говорится, все украдено до нас. :cool: Придумать что-нибудь действительно оригинальное невероятно сложно. Все уже когда-нибудь где-нибудь встречалось, так или иначе, в той или иной форме. Но я рада, что понравилось.

Jah
Спасибо.
Признаюсь по секрету: образ Кузьки я честно "стибрила" у А. Пехова. Был у него в "Искателях Ветра" дурачок по имени Порк. Когда решила создать Кузьку, почему-то вспоминала о нем.

Цитата
Но я отвечу: брехня, ничего не мешало магу включить мозги и найти реальный выход, вместо того, чтобы разыгрывать пафосную смерть. Красиво трагично, но чертовски пассивно-жертвенно.

На третью ночь без сна мозги обычно отключаются. ::D:
Но мы можем ради интереса их включить и попытаться отыскать реальный выход. С учетом заданной психологии персонажей и ситуации, конечно.

Рикардо Дель Тави
Цитата
Об клавиатуру бы тебя, да лбом твоим стоеросовым за такую стилизацию постылую.

Ударилась и еще раз ударилась - в итоге родился еще один шЫдевр, которым я, вероятно, буду мучить читателей на осеннем "Пролете". :wink:

Боб
Приятно получить похвалу от самого создателя "Пролета". Спасибо.
А "Волкодава" так и не собралась почитать, поэтому ничего по поводу схожести стилей сказать не могу.

Just D
Спасибо за отзыв и пожелание. Как видите, сбылось - в топ-10 вошла.

Цитата
Уже в третьем рассказе этого сезона мне мерещится Снейп :)

:weird: Откуда он тут взялся? Не-не, Снейпа не приглашали.

bsv
А у нас холодно: не лето, осень какая-то. :raincloud: Но от Вашего отзыва стало чуточку теплее. :smile:

Eric
Cпасибо за мнение. Над стилизацией еще поработаю, хотя она по задумке должна меняться от того, кто становится фокальным персонажем.
Цитата
Кошка - это перевоплотившийся Ратмир или же совершенно отдельное существо из алер?

Кошка - это переродившиеся Ратмир и виеса. Оба сразу :wink:

Xronik
Цитата
Один раз замараешься, всю жизнь в свиньях ходить будешь

Народная мудрость, она такая... народная.

Графоманъ
Цитата
И да простит меня автор...
Ибо нефиг было в десятку попадать... а так, глядишь бы, и мимо прошел.

Пугали, пугали...

Запятые они такие - вечно разбегаются и выскакивают в самых неожиданных местах, хотя вычитываешь-вычитываешь :worry: То же с этим женьшенем и фарфором проклятыми. Стыдно, честно признаю, стыдно.
Над стилистикой подумаю. Тут работа сложная: с одной стороны надо выдержать единообразие, с другой - речь должна отличаться в зависимости от того, кто становится фокальным персонажем. Мне пока катастрофически не хватает опыта.

Цитата
Уже говорил - никаких сносок. Никаких! Любую сноску можно решить другим образом.

Не знала, что сноски - такая катастрофа. Регулярно встречаю их в печатных фэнтезийных романах. Да и, честно говоря, не совсем представляю, как иначе объяснить читателю, кто такой индейский петух. В данном случае альтернативное название индюка используется именно для создания соответствующей атмосферы.




 
   Сообщение № 25. 14.7.2017, 23:10, Графоманъ пишет:
Графоманъ ( Offline )
Раздолбай со стажем... :-))

*
Архимаг
Сообщений: 840
профиль

Репутация: 74
Цитата(Аленка)
Не знала, что сноски - такая катастрофа. Регулярно встречаю их в печатных фэнтезийных романах. Да и, честно говоря, не совсем представляю, как иначе объяснить читателю, кто такой индейский петух.

Сноска - это некая крайняя мера, когда уж без нее совсем никак.
Но в большинстве случаев - показатель "лености" автора, которому было влом хоть немного озадачиться.
Бабка Хавронья, коей внук недавно из самой Столицы привез пару «индейских петухов»[1]
Ну, например:
Бабка Хавронья, коей внук недавно из самой Столицы привез пару «индейских петухов», а проще говоря - индюков.

 
   Сообщение № 26. 15.7.2017, 19:59, Аленка пишет:
Аленка ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 12
профиль

Репутация: 0
Графоманъ

Цитата
Но в большинстве случаев - показатель "лености" автора, которому было влом хоть немного озадачиться.

Озадачится, конечно, можно. С той же виесой и алером проще. Немного неестественно пояснять понятия, которые обоим магам должны быть хорошо знакомы, но выкрутится можно. :smile:

А вот использование слова индюк в данном контексте мне категорически не нравится. "Индейский петух", по задумке, распространенное название индюка в той местности, в меру диковинное и вычурное, ведь и данная птица в том селении большая редкость. А индюк - это упрощение, которое сводит на нет весь эффект.

 
   Сообщение № 27. 16.7.2017, 03:30, Тави Тум пишет:
Тави Тум ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 20
профиль

Репутация: 6
Аленка
Мне кажется, в этом случае можно было бы и без уточнений обойтись) То, что индейский петух - это индюк, вполне можно догадаться; а если не догадаться, всё равно ничего не потеряешь. Как раз останется ощущение, что это необычная какая-то птица. А сноски действительно немного мешали чтению. Извините, что влезла в диалог)

 
   Сообщение № 28. 16.7.2017, 21:48, Аленка пишет:
Аленка ( Offline )
Странник

*
Неофит
Сообщений: 12
профиль

Репутация: 0
Тави Тум
Ничего страшного. Скорей всего, так и сделаю.

 
   Сообщение № 29. 18.7.2017, 15:11, P.V.Blanos пишет:
P.V.Blanos ( Offline )
Странник

*
Маг
Сообщений: 398
профиль

Репутация: 80
Аленка
Приветствую вас! Хоть я и довольно грубо проехался по вашему рассказу, тем не менее (как я и писал в своем отзыве) написан он технически очень грамотно и вообще довольно талантливо. Почти все мои претензии, как вы могли заметить, относятся к области построения сюжета, мотивации героев и общей логики происходящего.
За поздравление спасибо.

У вас спокойное и рассудительное отношение к критике. Это очень хорошо. Давайте же посмотрим еще раз на некоторые мои сюжетные претензии.
Например о причинах недоносительства Ратмира на Виктора. Вы говорите, что причиной было нежелание знать горькую правду. И такой мотив был бы понятен. В тексте действительно есть намеки на это, о чем вы приводите цитату:
Цитата
Догадывался, обо всем догадывался… Но испугался. Правды испугался.

Проблема в том, что этот мотив совершенно нивелируется предложениями, которые вы дальше не привели, но они есть в тексте рассказа. Причем прямо сразу же за вышеуказанными. Полный вид этого абзаца я приводил с самого начала:
Цитата
Догадывался, обо всем догадывался… Но испугался. Правды испугался. Того, что с лучшим другом биться насмерть придется. Гибели верной в безызвестности: безлюдные поля ночь черными крыльями накрыла, за кованой оградой заброшенная усадьба слепыми окнами добычу выслеживала — приключится беда, и следов не найдут. Струсил Ратмир.

Это как анекдот про Штирлица и канцелярские скрепки. В памяти читателя остаются прежде всего последние указанные мотивы. Тем более, что вы их расписали намного красочнее чем мельком упомянутая боязнь правды.
Вот по этому в первую очередь в качестве мотива недоносительства Ратмира я запомнил именно банальный страх смерти в поединке.
Надеюсь, я смог полнее раскрыть вам суть этой претензии.

Насчет технической стороны пленения Виесы - это важно. Многие люди в жизни ищут искупления. А это не так то просто. Идут в пожарные, спасатели, становятся врачами. Жизнь этому посвящают. Ждут этого момента искупления, стремятся к нему всеми силами. А вы своего героя на все готовенькое приводите.
Как бы вам это объяснить? Вот смотрите, жил был обычный итальянец Анджелло Ликери. Почти сорок лет, заурядный типограф. Мы не знаем, что с ним случилось в прошлом. Не знаем что творилось у него на душе. Но что-то ужасное, мучительное там было. Возможно он тоже искал искупления от чего-то. Искал настолько сильно, что когда услышал по телевизору о трагедии мальчика Альфредо Рампи, то немедля бросился на помощь. Типограф пролез через все кордоны, через все преграды, смог обмануть и убедить все чины, и без малейшего опыта (!) полез в темную узкую дыру на шестидесятиметровую глубину, чтобы спасти ребенка. Этот человек без опыта и умений смог сделать больше чем многие профессиональные спасатели до него. Но мальчика к несчастью спасти так и не удалось. Что заставило Ликери пойти на такой безрассудный поступок? Он не рассказал. Но мне кажется, он тоже искал искупления.
Так вот. Знаете, что на мой взгляд самое примечательное в этой истории? Нет, не то как сорокалетний типограф Ликери полез в дыру. А то, как он очевидно жил в тягостном ожидании возможности что-то сделать во имя искупления. Жил и ждал, искал. И судьба дала ему такой шанс.
Ваш сюжетный ход по автоматическому вручению Ратмиру плененной Виесы эквивалентен тому, если бы Ликери привезли на лимузине к дыре и сказали "давай, лезь - вот и будет тебе искупление". Понимаете о чем я? Не так просто получить шанс на искупление. Найти его, получить - это может быть сложнее чем сам процесс. А вы тут все на блюде Ратмиру подали.
И это не говоря уже о том, что лично я просто не верю, что заштатный деревенский маг Ратмир как-то там в одиночку пленил этого демона. Потому что никаких эпизодов, которые давали бы читателю картину его выдающихся магических способностей, вы не сделали.

Да, моменты в которых Ратмир видимо силой воли контролировал Виесу, видимо, не привлекли моего внимания. Основная причина тому, как мне кажется, в том, что уже к середине рассказа стало ясно, к чему вы все клоните. А следовательно и выискивать в тексте объяснения странному поведению Виесы было бессмысленно. То есть было четкое ощущение, что все подгоняется под результат.

Касательно разветвленного административного аппарата магов, то прямо скажем из текста этого не следует. Есть представление о том, что это профессиональная каста. И как и для всякой касты её членам нужно быть квалифицированными специалистами. Простите за пример из совершенно другой области, но квалифицированные экономисты хорошо знают о финансовой пирамиде Бернарда Мердофа. Потому что это была бомба. И они хорошо знают, что хотя, например, Стивен Спилберг и Джон Малкович вливали в неё деньги ( следовательно технически были соучастниками), но злого умысла у них не было. То есть они были не виновны. И никто на улицах не рвется начистить им рожу с криками: "скотина, у меня бабушка без пенсии из за тебя осталась!"
Ваш пример с педофилом подходит в бытовом контексте. Как пример восприятия болезненных и неприятных ситуаций обывателем. Обывателю действительно достаточно голых обвинений. Но маги же профессионалы. Почему они так же подвержены слухам о событиях в своем кругу как и обычные люди?
Вы указали, что преступление Виктора было беспрецендентным, да и произошло относительно недавно. Вот мне и показалось странным, что квалифицированные маги при исполнении своих профессиональных обязанностей (передать письмо от коллеги) руководствуются обычными мещанскими слухами и забивают на все процедуры и правила. Выходит они действительно идиоты.
Нет, конечно ошибки и нервы свойственны всем. И профессионалам. Но тут в рассказе демонстративное отторжение письма стало очередным таким "исключением" из общей здравой логики, очередным кирпичиком, который приближает уже предельно понятную развязку. Фальшиво это - вот что я хотел сказать.

В деревне нельзя остаться одиночкой без серьезной на то причины. Это для города характерна ситуация, что можно и соседей своих не знать и не видеть никогда. Просто потому что дела не до них. В деревне такого не бывает. Спросите любого жителя оттуда. Если ваш сосед только не опасный пьяница, наркоман или местный юродивый, то вы его так или иначе будете знать, общаться. Просто потому что вы живете рядом.
Может быть посылать других гонцов и было малопродуктивно. Но на кону же жизни людей! Послать гонцов даже с минимальным шансом на успех было бы логичнее, чем не посылать их совсем! Может и заняты крестьяне, может и нет. Но попытаться то стоило!
Про средства Ратмира - это вообще смешно. Вы же сами в сцене со старостой продемонстрировали его богатство. Тут ваша претензия эквивалентна тому, если бы я на почте увидел человека, который дает "сверху" пятитысячную купюру работнику, чтобы тот проследил сохранность посылки, и назвал бы такого отправителя богачом, а вы бы мне сделали замечание, мол откуда я взял, что это не его последняя пять тысяч?
Ну если вы в бытовой ситуации демонстрируете очевидное богатство персонажа, то какое ещё впечатление может сложится у читателя о его материальном достатке?

Все разговоры о том, что Ратмиру могли бы и не поверить о чуме, конечно имеют смысл. Но если ты действительно хочешь спасти людей от болезни, то ты будешь использовать любые шансы. Любые! Кто-то поверит, кто-то нет. Может хоть один бы крестьянин и поверил. Уже большее достижение чем не говорить никому. А если и попросят свалить из деревни. А не проще ли было за те же золотые (плюс дом и все хозяйство, дело ведь жизни и смерти) попросить Ратмиру отвезти его в город, где маги другие могут прийти на помощь? Вариантов то масса! Но вы твердо решили, что будет ритуально сожжение святого.

Это хорошо, что у вас не было планов вызывать в читателях ненависти к определенным социальным группам. Но просто имейте ввиду, что по результату некоторые читатели смогли такое в рассказе увидеть. Предвзятый ли это взгляд одного читателя или что-то большее? Это уже вам решать.

Надеюсь что вы напишите еще много отличных работ. Лично мне хотелось бы только видеть в них более проработанный сюжет и логику. Успехов вам.

 
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);



Яндекс.Метрика Астрель-СПб rpg-zone.ru injournal Конкурс иллюстраций Штрихи Пролёта - art.fancon.ru

 
Доступность веб-контента
Свернуть