Шумавская тайность

"Менестрели сложат об этом балладу ... Если останутся живы"

 

«Первый день пребывания в братской Чехословакии! Однако мы оставим беготню по магазинам другим туристам. Наша цель — старинные замки и прочие особенные места. Будем собирать местные загадки, легенды и тосты... Шутка! Хотя, что это я о себе говорю "мы"? Мой товарищ (как он себя называет — "гениальный клавишник") уже наверняка купил себе заветную "косуху" и сидит в местном рок-кафе. Так что я в одиночестве долго бродил по древним улочкам городка Sumavska Tajnost [1], то есть Шумавская тайность. В антикварной лавочке, типа нашей комиссионки[2], приобрёл старинную лютню. Такую, как на городском гербе и почти задаром, хотя пришлось поторговаться! Инструмент менестреля звучит весьма прилично. Приключения начались сразу после покупки. Сначала чуть не уронил раритет, когда помешал местному пионеру-сорванцу рвать цветы с клумбы. Посетители парка хлопали мне, будто я Тимур с целой командой! Поиграл для них на лютне... Типа «я тут менестрель»... Благородное дело не осталось безнаказанным! Директор местного Зелёного театра случайно услыхал мой «марлезонский балет» и пригласил выступить на историческом фолк-фестивале!..  А ну, скорей любите нас!.. »

21 июня 1985 года (последняя запись в потерянном дневнике).

— Толпа она как женщина, любит музыку ушами! А на открытом воздухе нужны громкость и децибелы: вспышка, разряд, энергия! Даже «Пинк Флойд» в древних Помпеях столько аппаратуры поставили на концерте, любо-дорого посмотреть, — зло сказал клавишник. Ему отчаянно хотелось вписаться в формат мероприятия. Во что бы то ни стало.

— Слышь, монстр рока! У тебя то ухо радуется, то глаз любуется, ты уж выбери что-то одно, - с улыбкой ответил гитарист.

— Настоящий рок подобен грому среди ясного неба! Раскаты слышны издалека! Народ из любопытства явится! А тебе тупо повезло, что мимо проходил директор театра. Да и то, его скорее зеваки привлекли...

— Не забывай, что это не мероприятие «Рок-лаборатории» [3], — гитарист неохотно вступил в спор. — Тут иной формат. Наше дело, не технические выкрутасы показывать, а будить настоящие эмоции. Тем более, в ЧССР хард-роком никого не удивишь...  Здесь и цензура помягче. Так что народ давно наелся и ценит традиции и фолк...

— А ты про фолк-рок не слыхал? Одно другого не исключает! А просто тупо щипать струны — это...

— ... Трубадурство под дурацкую лютню. Я уже понял. Как там в мультике: наши стены, сосны-велика-аны, — голосом трубадура из мультфильма «Бременские музыканты»  пропел гитарист и обнял воображаемое дерево.

— Ты давай, не руками разводи, а о нас подумай! Наше выступление – это прорыв, так давай шумнём и зажжём эту пыль веков! И кстати, плёнку надо бы доснять. Вдруг фоток с концерта не увижу, меня ж к выходу статей о фестивале уже здесь не будет.

— «Не будет, не будет». Истинный рокер на плёнке не отображается и тени не отбрасывает! Аппаратура тоже поставлена не для нас. «Втыкаться» без разрешения режиссёра –  это перебор. Своим номером ты никого тут не удивишь, но Шумавская Тайность его точно не оценит, — гитарист пододвинул к себе сумку и жестом фокусника достал маленькую изящную лютню.

— Во-от оно что, — вскинулся клавишник. — Значит, как речь идёт о моей партии, так это перебор! А тебе, выходит, на менестрельской «балалайке» можно всё? Лучше посиди пока в сторонке и поучись, пока я жив! Щас, прокачаю зальчик до самой «зелёнки», — клавишник выкрутил «громкость» и кивнул на цветущие каштаны, веером окружавшие стены Зелёного театра. —Сейчас техник сцены вернётся, ты ж не думаешь, что про нас забыли. Так что давай обойдемся без нарушений...

Пока они спорили, погода испортилась. Налетел короткий шквал, и каштаны захлопали в зелёные ладоши, охотясь на мотыльков, закружившихся вокруг свечек-соцветий.

— ... продолжаем разговор! Поддержим природу мощной импровизацией на электрооргане!

— Сейчас дождь пойдёт, а ты...

— Не слышу вас! Хе-хей! Без паники, всё будет молниеносно! —клавишник переключил орган «под металл», выкрутил громкость и заиграл тему из «Space Truckin’» [4], вторя звукам приближавшейся грозы. — Отличный аппарат!

Гитарист вздохнул и отошёл к краю сцены. Там, в паузах между хаотичными аккордами электрооргана, он пытался настроить лютню. Вскоре заряд импровизаций у нарушителя спокойствия иссяк:

— Ха-ха! Разрази меня гром, становится скучновато! Хоть на ушах стой! Так и быть, беру последний аккорд! Вы навсегда запомните его, ибо мы добавим ещё жару, — с этими словами клавишник потянулся к усилителю. Он не заметил светящегося шарика размером с вишню, который будто надувался прямо из гнезда для стереонаушников. Прямо навстречу руке.

— Осторож... — крикнул гитарист одновременно с раскатом грома, яркой вспышкой и коротким воплем незадачливого коллеги. Доски сцены и остатки аппаратуры обуглились и дымились. Шар стал заметно ярче и хищно потрескивал от попадавших капель дождя. Клавишник исчез.

— Какого чёрта... — гитарист осекся: шаровая молния медленно поплыла к нему. Отступая, музыкант случайно коснулся струн лютни. Шар остановился, словно прислушиваясь. Неужели?!

Гитарист заиграл «Лестницу в небо» [5], следом что-то ещё... Неизвестно, как долго «гостья» собиралась слушать струнные переборы. Какое-то время  она смирно покачивалась на месте. До тех пор, пока над сценой не полыхнула уже большая молния, угодившая прямо в плазменный шар. Вспышка выхватила из темноты неосвещённого зала силуэты людей в плащах и доспехах: рыцари явились на концерт своего менестреля. Громовой удар  по наковальне меж небом и землёй отозвался в сердце. Звуки лютни эхом таяли в листве.

* * *

— ...скажите, а с чем связана традиция прямо посреди леса исполнять фольклорную музыку? — спросил у гида кто-то из гостей. — Ведь раньше тут не было Зелёного театра?

— Не было. Но лес не только хранит тайны истории, но и делится ими. По преданиям, живой звук простых инструментов созвучен духу священной рощи. Она не потерпит суеты, — экскурсовод подошёл к краю сцены и остановился у ветвистого узора на досках.— Обратите внимание на этот след. Это не замысел оформителей сцены театра. Он образовался совсем недавно, после чрезвычайного происшествия в дни фестиваля. Эксперты подтвердили — его выжгло настоящей атмосферной молнией. Совпадение или нет, но история его появления созвучна легенде о пропавших рыцарях из войска короля Вацлава... В позднем средневековье, с появлением пороха, начался упадок рыцарства и защитного доспеха, как такового. Рыцари короля Вацлава постепенно проигрывали войну и отступали от вооружённых аркебузами[6] иноземцев. Латные доспехи не спасали от пуль, но рыцарям удалось ненадолго оторваться от погони и укрыться среди деревьев. Один из менее знатных латников был менестрелем и вёз с собой лютню. Знаете, в этнической культуре древней Чехословакии, имелось такое поверье — перед лицом смерти нужно произнести особый текст, а ещё лучше напеть его. Рыцарь-менестрель исполнил такую балладу в самом сердце Шумавской Тайности. И лес явил воинам свою защиту! Когда вражеские стрелки попытались преследовать рыцарей из отряда короля Вацлава, разразилась гроза. На поляне, где сейчас стоит Зелёный театр Шумавской тайности, все обладатели ружей и мушкетов были сожжены ударами небесных молний. Не спасся никто.

— А что же стало с рыцарями?

— Они понимали, что с момента, когда предали короля Вацлава, мир вокруг становился всё более чужд и враждебен. Спасти страну могло только чудо. Что произошло далее в священной роще, доподлинно неизвестно. По легенде, после гибели врагов, рыцари превратились в незримых стражей этого леса. Иногда они возвращаются в мир людей. Когда нарушается гармония здешних мест. Так, во время второй мировой, возле Шумавской тайности сгорела мобильная установка немецкой ракеты "Фау-2". Немцы были страшно недовольны и рыскали по лесу в поисках партизан. Но никого не нашли! Но люди продолжали пропадать, техника — портиться. В конечном итоге, ракетные запуски из этого района нацисты так и не наладили. Кстати, есть документальное свидетельство одного из солдат - участников карательного отряда. Вернувшись в городок он бормотал что-то о партизанах в рыцарских доспехах. Его сдали в госпиталь и в тот же день увезли полевые жандармы. А в прошлом году легенда напомнила о себе новым происшествием. Перед фольклорным фестивалем, один из двух приглашённых музыкантов, вопреки регламенту, на репетиции пытался играть на электрооргане. Дирекция недосмотрела, конечно, что оставила на сцене аппаратуру, чем и воспользовался нарушитель спокойствия. Вскоре разыгралась гроза и в него угодила молния. Видите, след в форме раскидистого дерева? Человека за электрическим органом испепелило без остатка.

...а второй музыкант? — выдохнула молоденькая туристка.

— Остался жив. Подобно тому менестрелю из легенды, он играл на старинной лютне. Когда в театр вошли пожарные, из пальцев музыканта уже сочилась кровь. Но игры своей он так игры не прекратил. Потом выяснилось, что он наигрывал «Вечную битву» [7] группы «Led Zeppelin». Лейтмотив той баллады — фольклорная битва добра и зла: «Светлая королева  кивнула и ушла, лишь владыка тишины обнял мраком и унёс врага прочь...»

— Так кто же для священной рощи явился тем врагом, если уж проводить аналогию с песней? — спросил один из туристов.

— Полагаю, незадачливый музыкант-органист. По сути, он собирался устроить хаос в заповедном месте. Не берусь сопоставлять значимость событий разных лет, но выжженное на сцене древо уже прочно вошло в легенды священной рощи Шумавской тайности. А старинную лютню спасённый музыкант подарил нашему музею. По его словам «на струнах этого инструмента - танцует сама гроза-королева». Ведь не случайно, вместе с цветущим каштаном, именно лютня является символом нашего города, — с профессиональной улыбкой отвечал гид.

 

Глоссарий:

  1. Шумавская тайность (чешск. Sumavska Tajnost ) — вымышленный городок в западной Богемии, фольклорный центр Шумавского национального парка.
  2. Комиссионка — В СССР так называли «комиссионный магазин» — место, где который принимали под реализацию бывшие в употреблении (реже- новые) товары, антиквариат от частных владельцев с целью их продажи и получения определённого процента, который и назывался "комиссией".
  3. Рок-лаборатория — Общественная организация, созданная под эгидой главного управления культуры исполкома Моссовета в 1985 году с целью контролирования рок- движения в столице и области.
  4. «Space Truckin’» (рус. «Космический грузовик)— песня группы Deep Purple, лидирующую партию которой исполняет перегруженное электропиано (орган) системы Хаммонда. Отметим, что электроорганы «Hummond» изначально предназначались церковным музыкантам как бюджетная замена духовых органов. Но довольно быстро перешли в новаторский ритм-энд-блюз, а затем и в тяжёлый рок.
  5. «Stairway to Heaven» (рус. «Лестница в небо») культовая песня группы группы Led Zeppelin. Содержит разные по стилю части, от фолковой акустической гитары и флейты до классического хард-рокоа. Наиболее популярна и цитируема именно акустическая (этническая) часть композиции.
  6. Аркебуза (фр. arquebuse) — гладкоствольное фитильное дульнозарядное ружьё, появившееся в первой четверти 15 века.
  7. «Вечная битва» (англ. «Battle of Evermore») стилизованная под фольклорную, песня Джимми Пейджа — основного композитора группы Led Zeppelin. Инструментальная часть композиции исполняется на мандолине и акустической гитаре.

 

 


Оцените прочитанное:  12345 (Голосов 4. Оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...